Никодим (Ротов), бывший митрополитом Ленинградским в 1962 – 1978 гг., учил своих подчиненных, как нужно проводить реформы новому епископу, только что назначенному на кафедру. «Нельзя делать резких движений, – говорил он, – в первое время все напряжены и готовы к сопротивлению. Нужно подождать месяца два, а потом сделать несколько важных перемещений и назначений. И сразу же уехать, лучше в длительную заграничную командировку. К возвращению все уляжется». Патриарх Кирилл хорошо усвоил Никодимов урок. Подождал ровно два месяца, реформировал Московскую патриархию и сразу же уехал на свою историческую родину в Петербург. Потому что для Москвы Петербург – совсем как заграница.
В обществе заговорили о реформах в патриархии. Но Кирилл реформирует не Московской Патриархат, иначе говоря – Русскую православную церковь, а Московскую патриархию, этакую смесь прихожей, бухгалтерии и канцелярии. Так русский князь устраивал свой двор, тасуя тиунов, рядовичей и холопов, так русский царь устраивал “перебор людишек”.
Кирилл не столько “отреформировал”, сколько попросту разогнал тот офис, что образовался при патриархе Алексии. Он совершил то, что покойный никак не мог совершить, да, наверное, и не видел в этом надобности. Кирилл разогнал свое детище – некогда всесильный Отдел внешних церковных связей, выделив из него ряд служб, замкнутых на него самого. Тем самым он полностью лишил свою позицию всякой оппозиции.
Все новые назначенцы – “птенцы гнезда Кириллова”. В общецерковную власть пришло поколение 40-летних, по церковным меркам, “пацанов”, но не “конкретных”, а своих, по-отечески вскормленных. И из числа новообразований стоит отметить особую заботу об информации (информационный отдел) и финансовом благополучии (финансовое управление) своей канцелярии. На пост главы информационного отдела впервые назначен мирянин – редактор популярного православного, но вполне глянцевого журнала “гламурного” направления.
Больше всего позабавило церковный люд создание “Церковно-общественного комитета по защите от алкогольной угрозы”. Лучшей оценкой стоит признать фразу маститого протоиерея: “Кабы не Великий Пост, стоило бы выпить за это начинание!” За очевидным и вполне практичным желанием включиться в нацпроект по улучшению демографической ситуации, маячит тень другого российского реформатора, навсегда связавшего себя с “антиалкогольной политикой”. Параллели напрашиваются более длинные. Тогда реформы бюрократических структур тоже породили в обществе надежды, однако отсутствие условий для их реализации закончились драматично. И для общества, и для реформатора.
Стоит спросить и себя и патриарха: какое отношение имеет происшедшее к жизни России и Русской церкви? Похоже, что речь идет лишь о более эффективной вертикали власти, которая существовала при Алексии. На повестке дня – и по имеющейся у нас информации, и по логике вещей – создание больших церковных округов во главе с митрополитами, по своим границам совпадающим с федеральными округами. Рядовых прихожан все это мало касается: реформа церковной власти не предполагает реформы человеческих отношений в церкви. Речь пока идет о комфорте правителя.
Частью такого комфорта является и положительный имидж. На формирование имиджа было направлено и заявление патриарха о том, что “Петербург есть северная столица Русского Православия”. Характерно, что почти одновременно с визитом патриарха в Новодевичий монастырь, стремящийся опустить высотки “Империала”, в прессе появилась информация, что Росохранкультура выявила нарушения при его согласовании и намерена докладывать об этом президенту. Борьба монастыря с “Империалом”, впрочем, имеет мало общего с защитой Петербурга. Здесь в первую очередь отстаиваются местечковые интересы: ни игуменья, ни митрополит ни разу не выступили против охтинского небоскреба… Но у патриарха есть шанс выступить в роли поборника Северной столицы. Очевидно, президент будет уже в курсе, когда патриарх лично попросит его вмешаться в ситуацию на Московском проспекте.
И забота о высотном регламенте, и реорганизация собственной Его Святейшества канцелярии есть шаги демонстративные. Об этом свидетельствует состоявшаяся встреча патриарха и премьера, где первый доложил последнему о проделанной работе. Дело было 1 апреля.
Александр Мусин,
доктор исторических наук,
кандидат богословия