В будущем музее блокады отказались от вип-зоны, раздражавшей блокадников. Правда, в том, что собственно музей будет построен, – есть сомнения.
Напомним, что в октябре 2017 года был назван победитель архитектурного конкурса на концепцию нового музея блокады. Победил Никита Явейн. Проект делался для конкретного места – на Смольной набережной. К этому месту высказывались три основные претензии: это место никак не связано с блокадой; сначала надо придумать, что будет в музее, а потом рисовать здания; зачем новый музей блокады, когда есть старые.
В начале октября 2018 года Александр Беглов, тогда только назначенный врио губернатора Петербурга, пообещал вице-премьеру Ольге Голодец, что в программу Культурного форума будет включено обсуждение строительства комплекса «Музей обороны и блокады Ленинграда». Обещание выполнено – обсудили.
В пресс-центре «ТАСС Северо-Запад» прошел микст из пресс-конференции и круглого стола с участием заинтересованной общественности. Сергей Важенин, генеральный директор Центра выставочных и музейных проектов, который является заказчиком нового музея блокады, сообщил: сроки строительства не обсуждаются. Это означает, что сданы в архив все разговоры про сдачу музея в 2019-м, 2020-м и прочие годы.
Сегодня на повестке дня объявление тендера на генпроектировщика. Многостраничное техническое задание для проведения тендера подготовила «Студия 44» Никиты Явейна.
Относительно первоначальной концепции внесены некоторые изменения. Прежде всего, Явейн и его команда поработали вместе с проектировщиками Орловского тоннеля (опять пошли разговоры, что его надо строить). Это необходимо потому, что выезды из тоннеля опояшут музейное здание. Следовательно, надо предусмотреть подъезды к музею, в том числе, из тоннеля, а также размещение строительной площадки на время его сооружения.
Касательно внутреннего функционала здания было сказано, что вип-зону решено заменить на театрально-концертный зал. Разумное решение и в практическом смысле (современные музеи не строят без таких залов), и в имиджевом (ветераны протестовали против виповских атрибутов в блокадном музее).
Основными остаются блок музейной экспозиции и блок научно-исследовательский с Центром памяти и архивом. Милена Третьякова, зам директора Центра выставочных и музейных проектов сообщила, что новый музей продолжит сбор собственной коллекции, но намерен привлекать для временного показа собрания частных музеев, например «Ленрезервов».
Наблюдатели по-разному оценили состоявшийся разговор. Одни говорят о том, что дело тяжело и медленно, но двигается в нужном направлении.
Важенин рассчитывает, что если конкурс удастся объявить в ближайшее время, то проект будет готов к лету 2019 года. Дальнейшие события должны выглядеть так. Еще полгода уйдет на согласование проекта в экспертизе, потом тендер на генподрядчика, и потом три года – на стройку. То есть, 2023 год – дата для открытия музея самая-самая оптимистичная. Скорее всего, особенно с учетом создания сложной в техническом отношении экспозиции, времени потребуется больше.
Другие наблюдатели сомневаются в том, что этот проект будет реализован. Выбор места для музея на Смольной набережной по-прежнему вызывает много протестов. Как труднодоступное (далеко от метро), так и не связанное с блокадными событиями. Кроме того, остается не ясным, из каких источников получить 6 млрд рублей, необходимых на строительство нового музея. Городская казна явно не потянет, а федеральная обычно крайне скупа на миллиардные обещания. Достаточно вспомнить, что зеленая ветка метро в Приморский район появилось только благодаря ЧМ-2018.
Вопрос: возможны ли компромиссные варианты? Например, новому музею блокады предоставляют какие-то небольшие помещения в другом месте – это позволит продолжить сбор музейной коллекции и архива документов. Чтобы в неком будущем вернуться к вопросу о полноценном здании. И не на этом, а другом месте – скажем, в Соляном городке, к чему призывают блокадники (для этого его должно передать городу министерство обороны).
Но есть версия, что вопрос стоит ребром – здание на Смольной набережной или ничего.
Вадим Шувалов