Ушедший из «Яблока» Михаил Амосов заявил, что готов поучаствовать в губернаторских выборах. Пополнив тем самым список потенциальных кандидатов. Хотя его стартовые позиции кажутся слабыми (в активе нет ни такой мощной партии, как «Яблоко», ни такой личной известности, как у Оксаны Дмитриевой), шансы Амосова на участие в кампании можно оценить в 50%.
О своем намерении баллотироваться уже заявили двое яблочников – Борис Вишневский и Николай Рыбаков, лидер «Партии роста» Оксана Дмитриева, не исключала такую возможность Ксения Собчак. Наверняка готовы коммунисты и ЛДПР. Их шансы, как и шансы Амосова, тоже можно оценить в 50%.
Это те же 50%, которыми в известном анекдоте определяется вероятность встретить на Невском проспекте динозавра: или встречу, или нет. В данном случае это называется – или назначат кандидатом, или не назначат. Шансы на назначение у всех равны, личный рейтинг не является ни плюсом ни минусом. Равно как и вероятность, что не назначат никого.
Понятно, что планировать собственное избрание в надежде на отмену муниципального фильтра – все равно что жить ожиданием мировой революции или второго пришествия. Муниципальный фильтр будет. Идея, что в контексте ослабления народной поддержки Кремль решит изображать демократию и будет выдвигать в регионах всех желающих оппозиционеров, из той же оперы. Урок развала СССР усвоен накрепко: никаких послаблений. В Москве явно считают, что лучше закончить как Николай II – несломленным мучеником, чем как Горбачев – европейским пенсионером.
Единственный шанс для кандидата быть выдвинутым – это если в Смольном решат, что он подходит на роль спойлера. О том, кто подходит, а кто нет, решат исходя из того, какую стратегию кампании выберут. Если будет стоять задача поднимать явку, нужно строить кампанию с интригой и драматургией. В таком случае хорошо подойдут яркие персонажи – например, Оксана Дмитриева или Борис Вишневский. Но они приведут оппозиционный электорат, и при хорошей явке результат главного кандидата будет не таким впечатляющим.
Можно взять кандидата побледнее, а кампанию сделать поскучнее. Но тогда явка получится не ахти. Впрочем, в таком случае лучше вообще никакого оппозиционера не выдвигать – как во время выборов Георгия Полтавченко в 2014 году. Вряд ли кто-нибудь вспомнит, кто тогда баллотировался против него, хотя конкурентов было целых 4 человека (Ирина Иванова, Константин Сухенко, Андрей Петров и Тахир Бикбаев). Зато губернатор получил 79%.
Но учитывая, что после сентябрьских выборов Кремль боится протестного голосования, когда избиратели голосуют за кого угодно, лишь бы не кандидата от власти, стратегия должна быть другой. Надо выбрать такого конкурента, за которого не проголосуют ни за что. В этом смысле идеальным выбором является Ксения Собчак (набрала в Петербурге на президентских выборах 2018 года 4,33% голосов). Собчак, с одной стороны, повысит явку за счет поддерживающей ее протестной молодежи. С другой – не только не отщипнет у Александра Беглова его ядерный, социально-незащищенный электорат, но и, возможно, наоборот, мобилизует его идти на выборы изо всех сил.
Станислав Волков
На фото: Михаил Амосов