Петербург – очень культурный город с массой культурных учреждений, одни подчиняются федеральному центру, другие – Смольному. В федеральных учреждениях скандалы громче и последствия весомее.
По-хорошему, в список влиятельных граждан надо было включить обозревателя нашего журнала Михаила Золотоносова, потому что именно с его активностью связаны две самые громкие истории в культурной жизни Петербурга. Во-первых, после долгой борьбы, массы публикаций и требований общественности Мединским был отправлен в отставку директор Российской национальной библиотеки Александр Вислый, прославившийся желанием объединить московскую и петербургскую библиотеки в одно целое и корпоративом в историческом здании РНБ. Новый директор ведет себя гораздо тише.
Вторая история – с Русским музеем, директор которого решил затеять переделку Михайловского дворца стоимостью 20 миллионов долларов. Но дело не в сумме, а в последствиях: переезды экспонатов, разрушение исторических стен. Это не нравится не только журналистам, но и сотрудникам Русского музея, у которых хватает смелости писать заявления в прокуратуру. Пока Владимир Гусев остается на своем посту.
С городскими учреждениями культуры скандалы не такие громкие. Весной об отъезде из Петербурга заявил худрук Театра имени Ленсовета Юрий Бутусов, которого не устроили отношения с Комитетом по культуре. На защиту Бутусова поднялись артисты, зрители и критики. Но эти возмущения ничем не закончилось – Бутусов уехал в Москву, возглавив Театр имени Вахтангова, петербургские чиновники с облегчением вздохнули.
Осенью скандалом обернулось желание Андрея Якунина, бизнесмена и сына экс-главы РЖД, помочь городскому Музею Достоевского – построить для музея новое здание рядом, хотя и не передавать его в собственность города. В Петербурге не очень верят в чистую благотворительность, опасаются таких инициатив, поэтому история зависла – ее продолжение зависит от уровня влиятельности Якунина-младшего.
В остальном все было в культурной сфере Петербурга более-менее стабильно – даже несмотря на заявления деятелей РПЦ, что им не нравится слоган «Петербург – столица культуры».
Самые влиятельные люди в петербургской культуре 2018
1. Михаил Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа (1)*
2. Валерий Гергиев, художественный руководитель Мариинского театра (2)
3. Сергей Шнуров, музыкант (8)
4. Андрей Могучий, художественный руководитель БДТ (6)
5. Лев Додин, художественный руководитель МДТ – Театра Европы (5)
6. Владимир Кехман, художественный руководитель Михайловского театра (-)
7. Рудольф Фурманов, художественный руководитель театра «Русская антреприза» имени Андрея Миронова (-)
8. Николай Цискаридзе, ректор Академии Русского балета им. Вагановой (-)
9. Евгений Водолазкин, писатель (-)
10. Инесса Юрченко, глава компании «Триикс Медиа» (-)
* В скобках – место в списке по итогам 2017 года
И Эрмитаж не опускает планку, и его директор Михаил Пиотровский продолжает проявлять завидную смелость, говоря не самые приятные властям разных уровней вещи. Одно из последних выступлений – о новом музее блокады: диалога с общественностью Смольный не выстроил, конфликт между старыми музеями и новым заложен. В общем, лучше бы всем заняться Соляным городком.
Валерий Гергиев – пример активностей другого рода. Демонстративно лоялен Кремлю – доверенное лицо Путина, член центрального штаба ОНФ. Из-за этого возникают небольшие проблемы – на гастролях в Сан-Франциско Гергиева встретили инсталляцией «Троянский конь Путина». Впрочем, вряд ли художественного руководителя Мариинского театра это сильно расстроило.
Сергей Шнуров – живое олицетворение Петербурга для всего остального мира. Благодаря ему все знают, что в Питере надо пить, москвичом быть плохо, а Исаакий не надо отдавать церкви. Не зря именно его именем россияне хотели назвать «Пулково» в рамках проекта «Великие имена России», но пока не получилось. Есть еще куда расти влиянию Шнурова.
Андрей Могучий – очень уважаемый в Петербурге режиссер. Поэтому его конфликт с журналистами на выставке в Манеже не стал достоянием широкой общественности. Андрей Могучий продолжает ставить спектакли, которые публика называет актуальными (как «Губернатор») и мощными (как «Три толстяка).
В России надо жить долго. Это показывает опыт Льва Додина и Бориса Эйфмана. Обоим замечательным режиссерам федеральные власти обещали построить по новому театру. Но годы уходят, а театров все нет. Лев Додин даже в сердцах заявил, что новое здание МДТ на Звенигородской улице ему не нужно.
Несмотря на личное банкротство, Владимир Кехман продолжает руководить двумя театрами – в Новосибирске и в Петербурге. Новосибирск он удивляет банкетами, Петербург – «Иолантой».
Руководитель частного театра Рудольф Фурманов не только доверенное лицо Путина, но и постоянный получатель бюджетных субсидий на свои постановки от Смольного. Что говорит о его влиятельности на разных уровнях власти.
Если Алексея Германа-младшего и Александра Сокурова вывели из президентского совета по культуре (Сокурова, впрочем, тут же ввели в совет по правам человека), то ректора Академии Русского балета Николая Цискаридзе и писателя Евгения Водолазкина в этот совет ввели. Водолазкин постепенно становится главным петербургским писателем: после получавших «Большие книги» «Лавра» и «Авиатора» он написал «Брисбен», который тоже наверняка будет номинирован на все литературные премии России.
На последнем Культурном форуме в Петербурге говорили, что для продвижения городов надо непременно снимать в них кино и сериалы. Инесса Юрченко как раз это и делает – снимая сериалы для Первого канала и НТВ.
Комментарий
Жанна Зарецкая, критик:
– При Георгии Полтавченко культура в Петербурге практически утратила масштаб и влияние на российское искусство в целом, который имела при Валентине Матвиенко. Город лишился многих ярких проектов, из него уехали талантливые люди: выдающийся театральный менеджер Милена Авимская (основатель проекта Лаборатория молодой режиссуры ON.Театр, который в результате перестал существовать), театральный режиссер Юрий Бутусов.
Культурное руководство стабильно проявляет неспособность принимать нестандартные решения. Значимые молодые проекты развиваются или на федеральные деньги, или вопреки политике правительства: например, социально-художественный инклюзивный проект «Квартира» Бориса Павловича живет на деньги частного фонда, и т.д.
Победить стагнацию в культурной жизни Петербурга не получается даже у самых влиятельных людей. Бутусов был удален из города, несмотря на то что письма в его поддержку написали Фокин, Додин, Могучий, Фрейндлих и Рудольф Фурманов. Поэтому первое место в этом рейтинге отдаю Пиотровскому, который вопреки всем нынешним веяниями продолжает поддерживать в Эрмитаже установку на современное искусство и расширение границ сознания, а значит, и свободного мышления.
Второй по влиятельности – Валерий Фокин, потому что Минкульт и те, кто выше, по-прежнему прислушиваются к нему: в частности, Фокин выбил для города Театральную олимпиаду. Валерий Гергиев влиятельностью своей пользуется для расширения территорий, но не в Петербурге. Владимир Кехман, несмотря на то что объявлен банкротом, продолжает удерживать власть в двух крупных оперных стационарах страны и делать в них всё, что заблагорассудится, приглашая в город серьезных художников.
Рудольф Фурманов по-прежнему советчик номер один в Петербурге – для Минкульта и выше. Показатели в БДТ под руководством Андрея Могучего продолжают расти, ему удается осуществлять совместные проекты со Смольным, не теряя репутации, а его выставку-спектакль в Манеже «Хранить вечно» посетило множество влиятельных персон, включая серого кардинала отечественной культуры Никиту Михалкова, при этом Мединский повелел сделать выставку передвижной (по России), что неосуществимо, но показательно.
Культурный вице-губернатор Владимир Кириллов иногда принимает довольно дерзкие решения от своего лица – например, о строительстве в городе Открытой сцены для молодых режиссеров с бюджетом в миллиард рублей. При этом Кириллов не принимает ни одного решение без совета Натальи Пахомовой, которая формально уже не является его советником (она возглавила РГИСИ): поговаривают, что это Рудольф Фурманов применил все свое влияние, чтобы ее нейтрализовать, но желаемого эффекта не добился.
Ну а из музейщиков самой влиятельной мне видится Наталья Метелица, которая ежегодно проводит мощный фестиваль «Дягилев P.S.», который влияет на событийный туризм в городе.