Журнал «Город 812» и интернет-газета «Фонтанка. ру» представляют рейтинг самых влиятельных людей Петербурга по итогам 2018 года, составленный на основе экспертного опроса (как составлялись рейтинги см. здесь).
1. Александр Беглов, врио губернатора СПб (-)*
2. Юрий Ковальчук, основной акционер банка «Россия» (3)
3. Михаил Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа (4)
4. Алексей Миллер, председатель правления ПАО «Газпром» (7)
5. Вячеслав Макаров, председатель Законодательного собрания СПб (2)
6. Любовь Совершаева, руководитель аппарата губернатора СПб (6)
7. Игорь Албин, вице-губернатор СПб (5)
8. Валентина Матвиенко, председатель Совета Федерации (10)
9. Сергей Умнов, начальник ГУ МВД по СПб и ЛО (9)
10. Андрей Костин, президент-председатель правления ВТБ (8)
11. Геннадий Тимченко, президент ХК СКА (13)
12. Валерий Гергиев, художественный руководитель Мариинского театра (12)
13. Сергей Литвиненко, прокурор СПб (11)
14. Александр Клаус, руководитель ГСУК СК РФ по СПб (17)
15. Алексей Кудрин, председатель Счетной палаты РФ (-)
16. Александр Родионов, начальник УФСБ по СПб и ЛО (20)
17. Варсонофий, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский (15)
18. Анатолий Турчак, президент Союза промышленников и предпринимателей СПб (25)
19. Георгий Полтавченко, экс-губернатор СПб (1)
20. Александр Савельев, председатель правления банка «Санкт-Петербург» (19)
21. Андрей Константинов, директор АЖУРа (23)
22. Андрей Молчанов, председатель совета директоров Группы «ЛСР» (16)
23. Вадим Владимиров, руководитель Управления ФАС по СПб (22)
24. Николай Кропачев, ректор СПбГУ (24)
25. Александр Сокуров, режиссер (21)
26. Аркадий Ротенберг, генеральный директор клуба «Явара-Нева» (18)
27. Сергей Шнуров, музыкант (-)
28. Евгений Пригожин, глава группы «Конкорд» (-)
29. Владимир Литвиненко, ректор СПб горного университета (28)
30. Захар Смушкин, председатель совета директоров Группы «Илим» (26)
* В скобках – место в списке по итогам 2017 года
Уникальность Петербурга в том, что в этом городе никто не обладает абсолютной или почти абсолютной властью. Сколько бы ни было уважаемых людей в рейтинге, про каждого мы знаем, что однажды его кто-то обижал, а он ответить не мог. Почти всех инвесторов так или иначе ущемляли буйные жители – даже самого Алексея Миллера, который не смог построить небоскреб там, где хотел. Не говоря про бывшего губернатора, которого вообще обижал всякий, кто хотел, а он воспринимал это с христианским смирением и зла ни на кого не держал. Будет ли новый таким же?
Как и положено главе исполнительной власти, Александр Беглов возглавляет рейтинг. В городе уже сложилось мнение, что он будет гораздо более уверенно занимать первое место, чем его предшественник.
Считается, что банкир Юрий Ковальчук был главным лоббистом смены губернатора и именно он привел в Смольный Александра Беглова. Что он выиграет от этой сменой – вот вопрос?
Михаил Пиотровский уже много лет остается главным петербургским интеллигентом. Обладающий уникальным для интеллигента качеством – он умеет выстраивать конструктивный диалог и с Кремлем, и со Смольным.
Алексей Миллер достроил небоскреб и скоро будет переселять в него своих сотрудников. До Миллера ни у кого не получалось так серьезно изменить облик Петербурга. Глава «Газпрома» смог.
Вячеслав Макаров, несмотря на смену политической формации, продолжает гнуть свою линию и нисколько не страшится Смольного. Что это – хорошо продуманная стратегия или безрассудная храбрость? Скоро узнаем!
Эксперты считают, что по итогам следующего года Любовь Совершаева наверняка займет еще более высокое место в рейтинге. Если, конечно, все пойдет по плану: Александр Беглов станет губернатором, останется лоялен Юрию Ковальчуку, а сама Любовь Совершаева останется в Петербурге.
На фоне прежнего вялого Смольного Игорь Албин был единственным что-то говорящим и что-то делающим чиновником. И продолжает жить так, как будто ничего не случилось, даже с удвоенной энергией. Но удастся ли ему вписаться в новую команду – большой вопрос.
Считается, что именно Валентина Матвиенко поддерживает Вячеслава Макарова в его противостоянии со Смольным. И, таким образом, влияет на дела в Петербурге. Хотя помимо спикера ЗакСа у нее есть и другие агенты влияния.
Начальник Главного управления МВД Сергей Умнов – это не только командир всех полицейских, но и руководитель огромного хозяйства – людей, машин, помещений. Которое не только кого-то ловит, выдает разрешения и согласования, осуществляет многомиллионные закупки, но в том числе и голосует.
Отношения у главы ВТБ Андрея Костина со Смольным начали складываться с первых же дней нового градоначальника. Одним из первых достижений стало снижение процентов по выплатам за не сильно нужную городу «Невскую Ратушу». ВТБ, участвовавший в строительстве ЗСД, компенсации за который регулярно вызывают протесты парламентской оппозиции, готов строить новый скоростной диаметр – Восточный.
Геннадий Тимченко имеет немного проектов в Петербурге. По одному из них – реконструкции СКК на проспекте Гагарина, который город обязался ему предоставить без конкурса, – он в уходящем году уже подписал соглашение с Георгием Полтавченко.
Валерий Гергиев – традиционно второй после Михаила Пиотровского представитель петербургской культуры. Если бы он не ездил на гастроли, а больше работал в Петербурге, мог бы занимать в этом рейтинге место и повыше.
Хотя прокуратура во главе с Сергеем Литвиненко лишена функций следствия, у нее осталась функция надзора, в том числе за исполнением законодательства. Не самая ценная вещь, считают некоторые, но они ошибаются.
Александр Клаус курирует расследование многих важных уголовных дел, но все самые важные дела забирает себе его начальник Александр Бастрыкин. Вот и «делом стадиона на Крестовском» занимается Москва.
Алексей Кудрин вернулся на государственную службу – и немедленно поддерживаемому им Европейскому университету в СПб вернули лицензию. Многие либералы хотели бы, чтобы Алексей Кудрин оказывал большее воздействие на события в Петербурге, но у Кудрина другие масштабы.
В этом году представители силовых структур поднялись в рейтинге. Потому что время такое. И все понимают, насколько влиятелен может быть начальник управления ФСБ, хотя мало кто знает Александра Родионова в лицо.
Бог и президент избавили митрополита Варсонофия от неприятного соседа. Считается, что с Георгием Полтавченко отношения у главы петербургской епархии не складывались. Настолько, что в первый раз градоначальник отказался отдавать ему Исаакиевский собор. На Александра Беглова поэтому возлагались большие надежды. Но возможно, что напрасно: нынешний хозяин Смольного тоже любитель Афона, а советником взял себе Николая Бурова. Впрочем, формально все хорошо: крестные ходы по Невскому ходят исправно.
Показатель влиятельности Анатолия Турчака – не только собственные регалии и холдинг «Ленинец», но и сын. Который сначала стал псковским губернатором, а теперь – секретарь Генсовета «Единой России» и заместитель у Валентины Матвиенко в Совете Федерации.
Георгий Полтавченко не много на что влиял, будучи губернатором, а теперь, видимо, не будет уже влиять ни на что. Хотя мог бы, например, на распределение госзаказа среди судостроительных предприятий.
Во времена Валентины Матвиенко банк «Санкт-Петербург» Александра Савельева был в большом почете у властей. Но и сейчас, хотя времена поменялись, он остается крупным игроком.
Андрей Константинов хотя и руководит оппозиционным СМИ «Фонтанка.ру», всегда умел находить контакты со Смольным. И таким образом совмещал силу печатного слова с силой дипломатии.
Андрей Молчанов – один из самых влиятельных строителей не только в Петербурге, но и в стране. А строительный бизнес больше чем какой либо другой зависит от искусства налаживать коммуникации с местными властями.
Глава УФАС Вадим Владимиров руководит ведомством, которое легко отменяет городские конкурсы: Смольный вынужден с этим считаться и ничего не может сделать.
О Николае Кропачеве вспоминают последнее время только в контексте разговоров про переезд университета. Всем понятно, что дело это очень затратное, но, видимо, настолько, что подходящего бюджетного финансирования на него никак не могут выделить.
Александр Сокуров сохраняет свой статус главной совести нации, чей вес лишь усиливается от того, что он имеет доступ к Путину: легко быть совестью, когда тебе нечего терять, и совсем другое дело – когда есть что.
Во времена Полтавченко существовала легенда, что он – «человек Ротенбергов». Никто в нее особо не верил, потому что за 7 лет его правления тому не было ни одного весомого доказательства. Но вот пожалуйста: Георгий Сергеевич ушел, и Аркадий Ротенберг тут же отказался от строительства гостинично-спортивного комплекса на Бычьем острове, поменяв его на земельные участки в Москве.
Сергей Шнуров старается участвовать в общественной жизни города и пишет гражданскую лирику – например, про Исаакиевский собор. Отчего борцы за Исаакий считают, что он – с ними, и укрепляются духовно.
Предприниматель Евгений Пригожин, которого за глаза называют «поваром Путина», был не очень любим Валентиной Матвиенко и Георгием Полтавченко. С Александром Бегловым дела, говорят, обстоят лучше: по крайней мере, он участвует в его кампании, хотя и не очень понятно, на каких условиях. Впрочем, при мощной федеральной поддержки любовь Смольного Пригожину не сильно нужна.
Ректор Горного университета Владимир Литвиненко вместе с Вячеславом Макаровым возглавлял в марте предвыборный штаб Путина, появившийся вопреки первоначальным планам администрации президента. Говорят, в полпредстве, политикой которого фактически управляла Любовь Совершаева, были этим не очень довольны. И вообще отношения у них не идеальные.
Захар Смушкин, несмотря ни на что, строит свой город-спутник Южный. Правда, не очень быстро. С другой стороны – и об отмене ничего слышно не было.
Комментарий
Татьяна Протасенко, социолог:
– В Петербурге – неопределенность. Связанная, с одной стороны, со сменой губернатора. В переходный период сложно судить о том, кто на что влияет. Поэтому все внимательно изучают назначения в Смольном. И пересказывают слухи. Никто сейчас не знает, кто может решить вопрос. Это плохо – неопределенность во власти порождает коррупцию.
С другой стороны, неопределенность идет от неопределенности в Кремле. Потерян стержень. От этого и дерганья туда-сюда.
Почему сняли Полтавченко? Потому что в Москве сложилось впечатление, что он не вполне отдавал себе отчет о жизни города. Понимает ли Беглов, в чем главная проблема Петербурга? Не уверена.
На мой взгляд, главная проблема – неудовлетворенность населения. Население хочет, чтобы с ним разговаривали. А с ним про мост Кадырова не разговаривали (а большинство было против такого названия), про переезд большого университета в область – не разговаривают, про переименование аэропорта – не разговаривают (по опросам, только 4% за переименование). Про новый музей блокады – большинство не понимает, зачем он. Вот «Лахта Центр» люди хорошо восприняли – потому что к ним прислушались, переместили небоскреб.
Очевидно: у того, кто начнет разговаривать с населением, рейтинг вырастет.
Следующий год – год губернаторских выборов. Думаю, захотят включить в список женщину. Вряд ли Оксану Дмитриеву. Возможно, Марину Шишкину – ее нормально воспринимают и в Смольном, и в оппозиции.
С годами видно, как уменьшается в Петербурге количество возвышающихся фигур. Двадцать лет назад люди знали своих героев. А теперь не знают.
Это проблема может решиться только сменой поколений. В Петербурге она не происходит – Александр Беглов из той же старой политической линейки. Но смена поколений неминуемо должна произойти. И, возможно, это случится достаточно скоро.