Дорогой Карл XII, сражение под Полтавой в очередной раз, слава Богу, проиграно. На Украине прошел объединительный собор, создана Православная церковь Украины (ПЦУ). В президиуме заседали Петр Порошенко и вселенский патриарх Варфоломей, в начале января Константинополь обещали Томос. Избран митрополит Киевский — им стал митрополит Епифаний (Думенко), правая рука главы анафематствованного в Москве Киевского патриарха Филарета, который теперь получил немного смешное звание «почетный патриарх».
Иными словами, Филарет победил — созданная им в 1992 церковь, все эти годы бывшая на Украине второй по численности после украинского филиала РПЦ и никем в мировом православии не признававшаяся, стала ядром объединения. Сам он — легальный духовный лидер этой легальной независимой украинской церкви, а его 39-летний воспитанник — ее начальник. Правда, для внешнего мира Филает не «почетный патриарх», а митрополит, но это мелочи.
Все слова про геополитическую катастрофу, которую переживает РПЦ, позор Кирилла и гнев Кремля уже сказаны (см. «Константинополь переписывает итоги Второй мировой войны») и нет смысла их повторять.
Теперь в церковном сериале «что там у хохлов» осталось две интриги. Первая, ответ на которую даст только время, — как скоро приходы и монастыри, в том числе две исторические лавры, ныне находящиеся в структуре РПЦ, перейдут под контроль ПЦУ, и будет ли этот переход осуществлен без применения силы.
Второй — будет ли глава новой киевской церкви абсолютным в ней хозяином или его полномочия окажутся серьезно ограниченными. В качестве таковых ограничителей могут выступать церковное правительство (Синод) или Константинопольский патриарх, которому пока формально подчиняется украинская церковь.
В РПЦ тоже есть Синод, он состоит из 15 человек, из которых 10 попадают туда по должности: это сам патриарх и главы крупнейших кафедр (Киевской, которая продолжает свое существование в рамках РПЦ, Петербургской, Минской и т.д.). Еще 5 человек вызываются раз в полгода от разных епархий. Учитывая, что назначения на кафедры осуществляет Синод, он — замкнутая структура, которая сама себя воспроизводит и полностью контролируется патриархом. Формально над ней есть Архиерейский собор, на который собираются все епископы, но он заседает редко и никаким влиянием не обладает. В целом система власти в РПЦ похожа на систему власти в СССР с той же степенью демократичности.
Устав украинской церкви, который будет регламентировать эти вопросы, тоже обсуждался на соборе. Пока полной ясности, как все будет устроено там, нет. Известно только, что в Синоде будет 13 человек, из которых 4 по должности: митрополит Киевский и главы трех объединившихся украинских церквей (Филарет, глава Украинской автономной церкви митрополит Макарий и старший из двух епископов Московской патриархии, присутствовавших на соборе, митрополит Симеон). Впрочем, эти трое — только «на переходный период». Остальные члены Синода — по ротации на полгода. Однако механизм этой ротации пока не ясен. Еще один фактор — зависимость ПЦУ от Константинополя. Это определится томосом, который должен содержать условия предоставления Киеву автокефалии. Речь может, в частности, идти о том, получат ли украинские священники право апеллировать к Вселенскому патриарху в случае несогласия с местным церковным судом.
Посмотреть, станет ли новая украинская церковь демократичной по своему устройству (а отсюда — прямой путь к демократичности во всех внешних проявлениях) или окажется локализованной версией РПЦ, ужасно любопытно.
Станислав Волков