«Кировский завод» занялся подземным бурением

Он попытается отобрать 30% рынка у собственного стратегического партнера.

«Завод буровых технологий» (входит в группу «Кировский завод») замахнулся на самую кулуарную часть горнодобывающего бизнеса России, заявив о запуске собственного производства подземных буровых установок. Сегодня большую часть этого рынка занимает немецкая Atlas Copco – стратегический партнер «Кировского завода» по производству оборудования для сжижения природного газа. Участники рынка считают, что у петербургского предприятия есть шанс.

 

Подземные буровые установки, о начале серийного выпуска которых заявил 14 декабря генеральный директор ООО «Завод буровых технологий» Роман Кондратьев, очень редкий, почти эксклюзивный продукт в горнодобывающей отрасли. Эти установки предназначены для бурения скважин из подземных рудников, расположенных ниже 600 метров от уровня земной поверхности. В основном, речь идет о геологоразведке, отводе газов, воды и проведении коммуникаций в новые горизонты. Подземные буровые установки добывают образцы породы для выяснения наличия в них полезных ископаемых, делают скважины, через которые перед началом добычи выводятся подземные газы и вода, создают каналы, по которым прокладываются электрические кабели и водопроводные трубы на будущие рудники.

Сегодняшняя потребность в подземных буровых установках в России оценивается примерно в 40 штук в год. Стоимость одной такой установки составляет около 40 миллионов рублей – если речь идет об установках иностранного производства. Российские установки стоят раза в два дешевле – 15-20 миллионов рублей – но они существенно уступают в качестве, функциональности и надежности. Таким образом, данный сектор бизнеса можно оценить примерно в полтора миллиарда рублей в год.

По оценкам экспертов, соотношение импортных и отечественных подземных буровых установок в нашей стране составляет примерно 80 к 20-ти. Большую часть импортных 80% рынка занимает продукция немецкого концерна Atlas Copco Energas GmbH, основными российскими игроками называют оренбургское АО «Завод бурового оборудования» и АО «Машиностроительный холдинг» из Екатеринбурга. Но обеим компаниям далеко до того уровня продукции, о котором заявил генеральный директор петербургского «Завода буровых технологий» Роман Кондратьев.

«Бурение подземных дегазационных, геологоразведочных, эксплуатационных скважин диаметром до 300 мм и глубиной до 1270 м с тяговым усилием 126 кН и возможностью производить бурение под любым углом к горизонту, в том числе веерное», – это очень серьезная заявка, исполнение которой на высоком уровне сделает ЗБТ абсолютным лидером в этом секторе российского бизнеса.

 

«Они опередили нас, но мы договоримся…»

 

У подземных буровых установок есть несколько особенностей, которые являются ключевыми для тех, кто их эксплуатирует. О них  рассказал генеральный директор оренбургского Завода бурового оборудования Александр Медведев. По его словам, основные проблемы владельцев таких установок – их недолговечность и плохое обслуживание. Первая проблема имеет объективные причины, вторая скорее организационные.

– В подземном руднике буровая установка работает в очень тяжелых горно-геологических условиях. Там метан, из-за которого установка должна быть серьезно взрывозащищенной, и там соленая влага. Последнее обстоятельство особенно актуально для алмазодобывающией отрасли. Концентрация соли в воде в алмазных разработках настолько высока, что установка работает в атмосфере едкой водяной взвеси. Если не делать двойное-тройное хромирование всех поверхностей установки, то она съедается до дыр за 3 года, – говорит Александр Медведев.

По его словам, средний срок жизни подземной буровой установки – 7 лет: 5 лет для установки российского производства и 10 для установки Atlas Copco. Господин Медведев считает, что если петербургскому Заводу буровых технологий удастся приблизить срок эксплуатации своих установок к немецким, это станет серьезным прорывом для отечественной отрасли. Впрочем, у петербургского производителя есть еще один очевидный козырь.

– Даже немецкие буровые установки периодически ломаются, а их сервисное обслуживание в России почему-то очень плохо организовано. Некоторых деталей приходится ждать по 7-8 месяцев, что никому не нравится. Для нас это хорошо – покупатели часто предпочитают установку поскромнее, но с быстрым сервисом, – говорит генеральный директор оренбургского предприятия.

По его мнению, в Петербурге эту особенность, наверняка, будут учитывать – и предложат покупателям сервисные преимущества перед Atlas Copco.

Оренбургский Завод бурового оборудования – основной российский конкурент петербургского Завода буровых технологий .

– Честно говоря, мы планировали сделать примерно то же, что уже сделали коллеги из Петербурга, они опередили нас, – говорит Александр Медведев. – Но, думаю, мы договоримся.

Глава оренбургского предприятия рассчитывает найти общий язык со своим петербургским коллегой Романом Кондратьевым об ассортименте выпускаемых подземных буровых установок: например, в Оренбурге будут развивать геологоразведочное направление, а в Петербурге ряд других. Заявленная многофункциональность петербургской буровой установки такое позволяет.

 

Конкурент и стратегический партнер

 

На Кировском заводе говорят, что серийное производство подземных буровых установок пока ориентировано на изготовление 10 штук в год. Это составляет треть импортного рынка подземных буровых установок России – судя по амбициозности проекта, генеральный директор петербургского завода Роман Кондратьев рассчитывает именно на этот сектор. Кроме того, локализация производства новых установок составляет 70%. В пресс-службе Кировского завода в связи с этим конкретизировали: «Atlas Copco – это один из конкурентов и никаких комплектующих для сборки наших буровых установок не производит».

Последнее обстоятельство является самым интригующим. В ноябре 2018 года ООО «Кировский завод Газовые технологии» (КЗГТ, входящее в ту же самую группу «Кировский завод») заявил о начале создания производства оборудования для сжижения природного газа. Это очень серьезный проект, успех которого позволит поставлять петербургское оборудование на российские заводы СПГ, которые активно развиваются, но работают пока исключительно на импортном оборудовании. Стратегическим партнером КЗГТ в этом проекте выступает тот же немецкий концерн Atlas Copco. Таким образом, одно предприятие группы «Кировский завод» планирует составить конкуренцию стратегическому партнеру другого предприятия той же группы.

Впрочем, на самом Кировском заводе об этом не говорят – там вообще к вопросам сбыта будущей продукции относятся очень осторожно. «Также считаем, что у новых буровых станков хороший экспортный потенциал, в частности, в странах Восточной Европы и Азии», – заявляют на предприятии после перечисления возможных рынков сбыта в России. Но конкретных даже потенциальных покупателей не называют: «Заключенных контрактов пока нет», – написали в ответе на редакционный запрос.

По словам Александра Медведева, самый перспективный сектор бизнеса для подземных буровых установок сегодня – золотодобыча. По его словам, в России добывается около 300 тонн золота в год, и поставлена задача повысить этот показатель. Но на поверхности золота почти не осталось, поэтому его поиск и добычу придется развивать глубоко в недрах.

На предприятии сообщают, что в разработку новых буровых установок вложено 20 млн рублей собственных средств, наши коллеги из «Коммерсанта» пишут о суммарных вложениях в производство около 100 млн рублей. По мнению господина Медведева, будет логично, если сперва петербургские установки выйдут на рынок по цене в 20-25 млн рублей за штуку, а потом, когда зарекомендуют себя, их цена может возрасти и до 40 млн рублей. По мнению топ-менеджера из Оренбурга, для этого необходимо 5-6 лет.

 

Справка. ООО «Завод буровых технологий» — производит буровые установки для разведочного бурения в инженерной геологии, гидрогеологии и сейсморазведке. Предприятие предлагает около 2000 видов буровых инструментов и полтора десятка различных моделей буровых установок. По данным “СПАРК-Интерфакс”, 37,5% завода принадлежат Роману Кондратьеву, 12,5% — Евгению Кукину, 49% долей владеет ОАО “Кировский завод», 1% у генерального директора ПАО «Кировский завод» Георгия Семененко.

 

Лев Годованник, «Фонтанка.ру»