Как изменился русский язык за 365 дней

Рейтинг самых популярных в 2018 году слов и выражений составляется пользователями фейсбучной группы «Слово года». Существуют отдельные списки неологизмов (в этом году особо ярких не появилось), списки слов и выражений, которые обрели в этом году новое значение или просто стали очень популярны и превратились в мемы. Вместе с профессором филологического факультета РГПУ имени Герцена Валерием Ефремовым «Город 812» изучил два списка – слов и антислов – и сделал вывод, что его составители несколько предыдущих лет пробыли в спячке. Иначе бы слова «лайфхак», «прокрастинация», «блокировки», и «дроны» попали бы в лонг-лист гораздо раньше.

 

Итак, мемы 2018 года.

Автокефалия – возможно, случись  противостояние между РПЦ и Константинопольским патриархом в начале года, об автокефалии к декабрю и не вспомнили. Но борьба церквей началась летом и до сих пор продолжается.

Активности – во множественном числе, в значении «мероприятия» или «развлечения». Это слово только сейчас попало в «список самых раздражающих выражений». В устах чиновников, а следом и журналистов, оно появляется все чаще, что подтверждается простым поиском по любому новостному агрегатору.

Буревестник, Посейдон, Пересвет – это подзабытые уже названия российского сверхоружия.

Вагнер, ЧВК – стали известны два года назад, но в 2018-м о них не рассуждал только ленивый.

Инклюзия – хорошее слово, означающее вовлечение инвалидов в активную общественную жизнь. Повсеместно, например, проводятся музейные инклюзии.

Инстаграмабельный – это слово пока отсутствует в СМИ, зато в соцсетях и на специализированных (преимущественно туристических) сайтах оно уже закрепилось.

Мейкерство  – изготовление чего-то самостоятельно. Это не привычный хэнд-мейд, потому что мейкер может использовать технику, например 3D-принтер. И это не поделки и сувениры, а принципиально новые вещи, нужные в хозяйстве. Словом, мейкер – это мини-изобретатель и изготовитель.

Менспрейдинг – в словаре феминисток есть много новых слов, но это стало популярно благодаря вирусному ролику, показывающему, как в метро наказывают мужчин, занимающих на сиденье слишком много места. Ролик потом был объявлен фейковым, но все равно запомнился.

Моддинг, нейросеть, кобот  – технические термины, соответственно: внесение изменений в конструкцию, искусственный мозг и коллаборативный робот.

Новичок – яд.

Олдушка (ударение на «о») – модельное агентство для лиц старше 50 лет.

Рыбка-гейт, секс-охотница – благодаря событиям, о которых уже все забыли.

Сверхоружие  – по весне показанное Путиным.

Селфхарм  – членовредительство, нанесение самому себе порезов и т.п. Подробно описала Ханья Янагихара в своей книге «Маленькая жизнь». Было это три года назад, но в конце 2018 года вышло несколько статей, где это явление рассматривается подробно и даже приводятся беседы с россиянами, которые используют бритву не по назначению.

Скам – инвестиция, которая на самом деле – пирамида.

Словопреступление – в Рунете фигурирует с 2013 года (именно тогда Уголовный кодекс усилили статьями за интернетный экстремизм), но в «Слово года» попало только сейчас, когда эти статьи начали применять особенно часто

Собянинки – дома и квартиры после реновации в Москве.

Токсичный – токсичные отношения встречались и раньше, но токсичные страны – широко вошли в язык сейчас.

Харассить – стало особенно популярным после скандала в «Медузе»

Хешмоб – флешмоб с тегами.

Шейминг – намеренная порча репутации.

iУчитель – педагог, использующий высокие технологии и инновации.

 

Антиязык, как правило, состоит из готовых выражений. Вполне невинных, но произнесенных в чудовищном контексте. На первом месте оказались «бузотеры на пепелище» и «попиариться на горе» – по следам кемеровского пожара. Далее – «Государство не просило вас рожать»; «Мы попадем в рай, а они просто сдохнут»; «Мы не должны рожать от другой расы».

Слова антиязыка:

 

Возраст дожития – спасибо пенсионной реформе.

Домагиваться – депутат Госдумы по этике на вопрос о поведении Слуцкого: «Ко мне никто не домагивался, хотя я была красивее».

Макарошки – стоят всегда одинаково, по мнению чиновницы Соколовой.

Оптимизация – уже несколько лет в топе ненавистных народу слов.

Поколение зла – уральский доцент о непатриотичном  поколении 1965–1975 годов рождения.

Позитивная поддержка – просто громоздкое выражение.

Соединенные штаты – в России распространяется написание с маленькой буквы.

Съехать с сатисфакции – из видеообращения Золотова к Навальному.

Фабрикация ложных фальсификаций – глава ЦИК Элла Памфилова.

 

– Сам бы я обязательно включил в список «мостопад» – явление, которое произошло как раз недавно и очень показательно иллюстрирует, как у нас все работает, – говорит профессор Валерий Ефремов. – «Олдушка» – слово хорошее, но сама концепция не нова, я еще в прошлом году об этом читал. Что «собянинки» пришли на смену «реновации» – это хорошо, значит, процесс идет. Странно, что «харассмент» попал с список: если только из-за скандала в «Медузе», то странно вдвойне, потому что три четверти населения вообще не слышали о таком издании. Может, дело в последнем романе Пелевина, где упоминался  триптих «Харви Вайнштейн насилует Николь Кидман, Уму Турман и Натали Портман».

«Шейминг» – слово действительно не очень популярное, что меня, впрочем, не печалит, так как я не люблю «инговые» окончания. На Западе оно известно лет пять. В русской печати я его тоже встречал – в связи с какой-то давнишней акцией, когда на Арбате вывесили портреты «пятой колонны»: Навального, Венедиктова и др. А «ложные фальсификации» в самом деле звучит жутко неграмотно. Про то, что «Штаты» стали писать с маленькой буквы, я раньше не слышал, скорее наоборот, ораторы иногда говорят просто «Америка», а потом поправляются и произносят название страны целиком.

Нина Астафьева