Инсценировка убийства беременной женщины, ректора Полярной академии Кермен Басанговой, вызвала у общественности двоякое чувство. С одной стороны, слава богу, что будущая мать оказалась жива. С другой – искренне переживавшие из-за гибели женщины люди почувствовали себя обманутыми, когда выяснилось, что она невредима. Правоохранительные органы, провернувшие всю эту операцию, считают, что им оправдываться не за что: цель – человеческая жизнь – оправдывает средства. В том числе и введение общественности в заблуждение. Оперативный эксперимент – а именно так законодательно называется инсценировка преступления – давно зарекомендовал себя как успешный способ борьбы со злодеями. Мывспомнили самые известные из инсценированных заказных убийств.
Лучшая “Защита” – нападение
Одним из самых громких милицейских спектаклей в Петербурге была имитация убийства Игоря Минакова, коммерсанта, руководителя охранного концерна “Защита”. В 2004-м году питерские оперативники получили информацию о том, что конкурент Минакова по бизнесу в сфере недвижимости ищет исполнителя для его убийства. В роли “киллера” выступил оперативник УБОП. Ему даже удалось получить от коммерсанта аванс – 1000 долларов, на которые он якобы планировал купить автомат. Сама же сумма сделки в случае удачного исполнения заказа должна была составить 30 тысяч баксов.
Киллеры шли на сделку с жертвой
Когда в Петербург пришла мода среди состоятельных людей “заказывать” друг друга, наемные убийцы быстро смекнули, как можно и денег заработать, и кровью руки не испачкать. Как рассказали оперативники уголовного розыска, получив заказ, киллер попросту шел к будущей жертве, вполне способной заплатить за то, чтобы остаться в живых, и сдавал заказчика, получая в обмен на информацию “отступные”. Затем уже потерпевший обращался в милицию, и далее разрабатывались оперативные комбинации с инсценировкой убийства и предоставлением “доказательств” оного заказчику. |
“Устранение” Минакова разрабатывали креативно. Было решено, что произойдет это в безлюдном месте – в лесах Лужского района Ленобласти (там у предпринимателя есть дача, куда он периодически наведывается то на рыбалку, то за грибами). А уже совсем скоро в Лужское ОВО позвонил какой-то “грибник” и сообщил, что нашел в лесу сожженную машину, а на ней – следы пулевых отверстий. Лужские милиционеры, которых по оперативным соображениям в известность о проводимой операции не поставили, начали расследование. А “исполнитель” предъявил заказчику доказательства проделанной работы – “полароидные” фотографии “расстрелянной жертвы”. Знающие люди утверждают, что все выглядело очень убедительно. Говорят, гримеры постарались на совесть, и все выглядело пугающе правдоподобно.
При передаче денег за “выполненную” работу был задержан предполагаемый заказчик преступления, предприниматель Ильгар Ахундов. При задержании у него нашли фотографии с “места преступления” и пистолет иностранного производства с патронами. Однако “дело Минакова” при всей очевидности доказательств закончилось для правоохранительных органов неудачей: присяжные сочли, что события преступления попросту не было, и оправдали Ахундова.
– На один этот пример – у нас масса других подобных дел, которые закончились обвинительными приговорами, – говорит в защиту такого оперативного эксперимента руководитель Следственного отдела при Прокуратуре России по Петербургу Андрей Лавренко.
Брошенный муж
В 2005 году благодаря совместной работе петербургских и украинских сыщиков посредством оперативного эксперимента было предотвращено убийство одного из топ-менеджеров “Ленэнерго” Дмитрия Флерова.
Украинские оперативники получили информацию о том, что некий, живущий в Краснодаре украинец подыскивает на Украине киллера для совершения убийства в Петербурге. Они связались с петербургскими коллегами и разработали совместный план действий. Через посредников в криминальной среде оперативники предложили заказчику своего “киллера”, сообщив об этом будущей жертве. Дмитрий Флеров согласился участвовать в инсценировке своего убийства. Впрочем, как говорят оперативники, обычно у жертвы нет другого выхода, кроме как подыграть правоохранительным органам.
В день “покушения” Флерова вывезли в лес, где специально приглашенный гример “привел жертву в состояние заказа”, нарисовав на теле следы от выстрела. После этого “покойника” сфотографировали и спрятали в безопасном месте. А посмертное фото Флерова вместе с его личными вещами и документами “убийца” привез в Краснодар и отдал заказчику. При передаче денег его и арестовали. Мотив несостоявшегося убийства оказался мелодраматичен: заказчиком преступления выступил 50-летний руководитель одной из строительных фирм Краснодара, бывшая жена которого вышла замуж за Флерова. По данным краснодарской милиции, заказ обошелся строителю в 30 тыс. долларов.
Заказ из тюрьмы
Случай с Кермен Басанговой – не первый, когда изобличить преступника помогают средства массовой информации. В прошлом году с помощью тележурналистов удалось предотвратить заказное убийство троих петербуржцев.
25-летний Дмитрий Евтодий решил расквитаться со всеми своими родными. Начал с убийства матери – за что и был посажен на 17 лет и отправлен отбывать наказание в Мурманск. Там он и стал вынашивать план устранения остальных родственников. Подружившись с сокамерником, который готовился выйти на свободу, Евтодий предложил тому сделку: 25 тысяч долларов за жизни сестры, ее мужа и полуторагодовалого племянника. Однако о кровожадных планах стало известно оперативникам. Инструктаж и фотографии жертв Евтодий направлял исполнителю по мобильному телефону. Эта “переписка” в дальнейшем и сыграла в числе прочего роль доказательств. Оперативники разработали сценарий оперативного эксперимента и обратились с просьбой на Пятый канал – показать изувеченные тела “жертв”.
На следующий день в вечернем выпуске “Экстренного вызова” продемонстрировали искореженную “семерку”, сброшенную в кювет. “Очевидцы” произошедшего рассказывали, как грузовик без номеров протаранил автомобиль и скрылся в неизвестном направлении. В машине обнаружили три тела – мужчины, женщины и маленького мальчика. А за день до программы киллер сбросил заказчику SMS’ку: “Смотри происшествия по питерскому каналу”. Увиденное заказчика устроило. Дальнейшее оказалось делом техники.
Схватка без правил
Еще раз инсценировка преступления полностью оправдала себя при расследовании приготовления к убийству бизнесмена Виктора Янковского, режиссера и исполнителя главной роли в фильме “Схватка без правил” (одну из ролей в котором сыграл боксер Николай Валуев).
По версии обвинения, в мае 2006 года предприниматель Михаил Вайзегер от неустановленных следствием недругов Янковского, занимавшегося производством DVD-продукции, получил предложение подыскать киллеров для ликвидации бизнесмена-режиссера. Киллеров он нашел – но они оказались офицерами УБОП. Не имея ни малейшего представления об этом, Вайзегер заручился их принципиальным согласием “решить проблему Янковского”, обговорил с ними детали предстоящей операции, вручил им фотографию жертвы и 27 тысяч рублей задатка. Через несколько дней гибель Янковского была инсценирована, заказчику продемонстрировали доказательства – фотографии убиенной жертвы, – после чего Вайзегер передал исполнителям основную плату – 12 тысяч долларов – и тут же был задержан. Суд приговорил заказчика к 8 годам лишения свободы.
В деле об “убийстве” Кермен Басанговой одними фотографиями, доказывавшими исполнение заказа, было не обойтись.
– Во-первых, преступники тоже учатся – они знают, что такое уже было, и не всегда показанное соответствовало действительности, – рассказали оперативники. – Значит, они должны были видеть происходящее своими глазами. У нас есть информация, что один из участвовавших в приготовлении к преступлению непосредственно находился на том месте, где и должно было произойти убийство. Поэтому все должно было выглядеть предельно правдоподобно.
К счастью для эксперимента, Кермен Басангова оказалась способной актрисой – быть может, отчасти потому, что адекватно оценивала опасность, угрожающую ее жизни.
Милиционеры – ученики Агаты Кристи
Идеи инсценировать убийство, чтобы поймать преступника, давно использовались в детективной литературе. Вот и герой Агаты Кристи – знаменитый Эркюль Пуаро – в одном из произведений вынужден был прибегнуть к такому трюку. Сыщик срежиссировал отравление молодой девушки и ее смерть, не посвятив в свои хитроумные планы даже самых близких друзей. “Воскресение” жертвы стало дли всех настоящим шоком! |