Государственная программа льготного автокредитования начала действовать. Банки уже принимают заявки на получение займов. В список «льготников» вошли 29 автомашин, в том числе и 5 иномарок «русского происхождения». Мы решил опробовать на себе действие активно разрекламированной чиновниками госпрограммы. Как выяснилось, заявленные в перечне «иностранки на колесах» – миф. Они либо не вписываются в заявленную льготу по цене, либо попросту отсутствуют в продаже.
Обманчивая господдержка
Автомобильный рынок с начала года демонстрирует стремительное падение. Продажи сократились почти вдвое. Российское правительство решило помочь автопроизводителям в стимулировании спроса, субсидировав автокредиты на произведенные в стране автомобили ценой до 350 тысяч рублей. Согласно госпрограмме, покупатель сможет получить рублевый кредит на два года с годовой ставкой 6,33% (в Сбербанке) или 9,33% (в ВТБ 24 и Россельхозбанке). При этом банк кредитует население по собственной ставке, а государство доплачивает ему за покупателя машины две трети ставки рефинансирования ЦБ – то есть 8,67% годовых.
Получить подобный кредит несложно. Требования к заемщику жесткими не назовешь: возраст старше 21 года, непрерывный стаж на одном месте работы больше полугода, белая зарплата, не менее 15 тысяч в месяц. Переплата по кредиту, как сообщили в банке, за два года составит 31,5 тысячи рублей, плюс 6 тысяч – комиссия за выдачу. А выплачивать придется в среднем по 11,5 тысячи рублей в месяц. Взять автомобиль в кредит на таких условиях многие были бы не против, однако рано радоваться. Выделенных правительством на программу 2 миллиардов рублей хватит лишь на покупку 150 тысяч авто. Хотя только в Петербурге в год продается порядка 200 тысяч новых автомобилей, а в масштабах всей России – порядка 1 миллиона 200 тысяч авто. Но и это еще не все – взять в кредит можно далеко не любую автомашину из списка госпрограммы.
“Машин нет и не будет”
Наш корреспондент решила взять в кредит по льготной ставке недорогую иномарку. В первую очередь я отправилась в салон официального дилера Ford, который, как было официально заявлено, выпустит под госпрограмму специальную партию популярных в Петербурге Focus по цене в 345 тысяч рублей, что почти на 100 тысяч рублей дешевле стандартной цены на эту модель. На входе в автосалон действительно красовался автомобиль с рекламным лозунгом о правительственной программе кредитования. Правда, как только я обратилась к менеджеру по продажам с просьбой показать автомобиль, девушка моментально остудила мой пыл.
– Вы что? Автомобилей по такой цене у нас нет и не будет. Да и были они только формально, их юридическое лицо все выкупило, – откровенно заявила сотрудница автосалона.
Официальный дилер Skoda рассказал, что несколько Fabia в базовой комплектации действительно попадали под оговоренные правительством 350 тысяч рублей, но в продаже их больше нет, а новая модель обойдется уже в 364 тысячи рублей, то есть в госпрограмму она не входит. FIAT Albea без дополнительных опций оказалась дороже на 29 тысяч рублей, даже с учетом скидки от автосалона. На такую же сумму дороже и Kia Spectra.
Обнадежили только в автосалоне Renault.
– Базовая модель Logan стоит 306 тысяч 300 рублей, но в наличии машин сейчас нет, – сообщил менеджер. – Можете внести 15 тысяч предоплаты и оформить заказ. Однако ждать придется в лучшем случае до середины июля.
С российскими внедорожниками мне тоже не повезло. Chevrolet Niva переплюнула ценовую планку аж на 65 тысяч рублей. Базовая комплектация UAZ Hunter не вписалась в программу господдержки в 27 тысяч рублей. Правда, шансы взять в кредит этот автомобиль еще сохраняются.
– На заводе планируют выпустить более экономичную версию, – пояснили в официальном представительстве марки. – Там будет не металлическая крыша, а тент, и цвет эмали будет уже не металлик. Но, когда эта модель появится в продаже, неизвестно.
Только у представителей Lada все модели из списка в салонах имелись. И более того, по льготной программе можно взять даже самую дорогую Priora с климат-контролем.
Игра в одни ворота
Получается, что список, утвержденный правительством, – мыльный пузырь. И на деле преимущества предоставляются исключительно ВАЗу. Других внятных объяснений ценовой планке в 350 тысяч рублей нет. Даже банкиры отмечают, что спрос на автокредиты в этом ценовом сегменте – лишь 10–15 процентов, тогда как основная масса приходится на займы в 500–600 тысяч рублей.
Да и объем финансирования программы, видимо, неслучайно предусматривает покупку всего 150 тысяч автомобилей. АвтоВАЗ как раз планирует до конца года продать россиянам именно 150–200 тысяч авто.
Так что красивые слова чиновников о равных условиях по предоставлению льгот всем российским автозаводам – пустой звук. Задача госпрограммы – в очередной раз пролоббировать интересы АвтоВАЗа. Другие отечественные и зарубежные модели в правительственный список, очевидно, включены для отвода глаз.