Мы говорим «Беар Гриллс» – подразумеваем канал Discovery Channel. Этот британский экстремал, автор передачи «Выжить любой ценой», вызывает среди зрителей самые жаркие споры: одни утверждают, что он взаправду живьем глотает древесных лягушек и пьет воду из слоновьего помета, а другие считают, что все это – телевизионные трюки. Кто из них прав? Этот вопрос наш корреспондент задал Беару Гриллсу лично.
Медвежий помет – это вкусно!
– Признайтесь: вы вправду ели замороженные глаза яка и пили собственную мочу, или это постановка?
– О, этот вопрос мне задают постоянно! Отвечаю: все абсолютно по-честному – во время съемок программы всю эту гадость я действительно ем, потому что больше есть попросту нечего! Ведь в любое приключение я беру с собой только нож, флягу с водой и огниво.
– Вы еще скажите, что съемочную бригаду вы с собой тоже не берете!
– Беру, но им не приходится разделять со мной стол – есть комаров, гигантских пауков, скорпионов и козлиные яйца, пить жидкость из верблюжьего горба… В Трансильвании мне пришлось питаться даже медвежьим пометом! Кстати, это не так уж противно – дело в том, что у медведя очень быстрый процесс пищеварения, так что еда в помете остается почти не переваренной. Я не могу сказать, что такой экстремальный “рацион” мне нравится, но когда встает вопрос о выживании, то решение “есть или не есть” приходит само собой.
– То есть коллеги вас не подкармливают?
– Нет. У нас работает железное правило – съемочная бригада вмешивается в действо только в крайних случаях. Когда мне грозит смерть.
– А бывало и такое?
– Да, самый страшный эпизод случился во время приключения в Сибири. Я хотел показать, что делать, если ты провалился в озеро зимой – как выбраться. На Байкале сделали большую прорубь, я разделся и нырнул… Я не беспокоился, ведь мне и раньше случалось нырять в зимние проруби. Но, как оказалось, в них было гораздо теплее, чем в Байкале! Сибирская вода обожгла так сильно, что мелькнула мысль: все, сейчас у меня остановится сердце… Успокаивало только то, что утонуть я все равно не мог – съемочная группа меня страховала. Я был привязан веревкой: если бы через минуту я не вынырнул, меня бы вытащили. К счастью, спасать меня не пришлось – сам проплыл несколько метров и выбрался на лед.
– И даже после таких эпизодов вам не страшно делать свою передачу?
– Вы думаете, я никогда не боюсь?! Мне страшно перед каждым съемочным днем! Но я думаю, что здоровый страх – это нормально. Почему-то считается, что бояться постыдно, но ведь именно страх и подталкивает к спасению. Он обостряет чувства и заставляет действовать. Главное – не перейти тонкую границу между страхом и паникой, между действием и бездействием.
“В джунглях спокойнее, чем в офисе”
– Почему вы стали экстремалом?
– Мне кажется, я таким родился. С раннего детства я постоянно залазил, куда не надо, и неизменно попадал в переделки. К счастью, моя мама была очень терпеливым человеком и стойко все это выносила – за что я ей очень благодарен… Мои сыновья – их трое! – такие же: в них живет природная, мальчишеская тяга к приключениям. Они взбираются на деревья, жгут костры, устраивают шалаши. Моя жена иногда в шутку говорит: “Почему бы тебе не снять программу в окрестностях дома?” Однажды мой сын Джесси упал с дерева и разбил колено. Но, когда я подбежал к нему и спросил, как он себя чувствует, он сказал, что все в порядке. Я горжусь своими сыновьями! Правда, пока я не даю им смотреть программу “Выжить любой ценой” – хочу оградить их от этого зрелища.
– В 1996 году вы неудачно прыгнули с парашютом, повредили три позвонка и несколько месяцев были парализованы. Врачи не ругают вас за чрезмерную непоседливость после такой травмы?
– Ругают! Я и сам знаю, что мои экстремальные путешествия действительно могут ухудшить ситуацию со здоровьем. Но это не повод становиться домоседом – перенесенная травма лишь требует от меня еще большей концентрации и тщательных тренировок. Например, для поддержания хорошей формы между путешествиями я много занимаюсь йогой. Кстати, боли в спине у меня появляются вовсе не во время путешествий, а тогда, когда я сижу в кресле и ничего не делаю! Стоит провести в бездействии несколько недель – и моей спине становится совсем плохо. Так что я уверен: пока снимаю передачу, моему здоровью ничего не грозит – я в более выигрышном положении, чем мои друзья, часами сидящие в офисных креслах!
– Неужели так и собираетесь до глубокой старости колесить по миру со съемочной бригадой?
– Однажды я снял для Discovery Channel 13 серий подряд и понял, что ужасно устал. Мне захотелось побыть дома, с семьей… Но тут же вспомнил письмо, которое получил от одного зрителя: он писал, что моя передача, как бы ее ни ругали критики, помогла ему выжить несколько дней в лесу. Это чертовски здорово! Ради этого стоит перебороть усталость и снимать еще и еще.
_________________________________________________
СОВЕТ:
Рецепты выживания от Беара Гриллса
В лесу
– Если у вас нет компаса, определите стороны света методом “палочки и тени”. Воткните палочку в землю и сделайте на почве отметку в месте, куда упадет тень. Подождите 15 минут, сделайте вторую отметку и проведите между ними прямую – это будет направление с востока на запад.
– Чтобы выйти к людям, найдите речку или ручей – человеческие поселения всегда расположены вблизи воды. Чтобы отыскать ее, заберитесь на дерево как можно выше.
– Добывая пищу в лесу, не тратьте время на охоту – проще питаться съедобными растениями.
В воде
– Сделайте плавательное средство из собственных штанов: снимите их и надуйте воздухом, предварительно завязав штанины. Поднимите брюки над головой – и они послужат как спасательный жилет.
В горах
– Самое главное – держать все конечности в тепле. Температура воздуха в горах может значительно понижаться в течение суток, поэтому есть риск получить обморожение. Сигналом обморожения является восковая кожа, покраснение, а затем почернение кожи.
– Чтобы выбраться на более комфортную местность, спускайтесь по леднику – он является естественным указателем.
– Если вы застряли в снежных горах, прежде чем идти куда-либо, проверяйте снег палкой. Если он устойчив при ударе, все в порядке, если же он оседает – это сигнал опасности: в ближайшее время верхний слой может сойти лавиной и погубить вас.
В пустыне
– Чтобы защитить голову от теплового удара – главной опасности пустыни – накройте ее чем-нибудь светлым: светлая поверхность отражает солнце и бережет от перегрева.
– Ищите только проточную воду: стоячая может быть заражена разлагающимися трупами и болезнетворными бактериями. Верные признаки наличия источника – растение или естественный каньон (овраг): в этих местах обязательно найдется хотя бы крошечный ручеек.
В ТЕМУ:
Владимир Вукста: “Моя цель – донести исчезающую красоту этого мира до людей”