Все школьники в СССР знали историю гибели генерала Карбышева в феврале 1945 года в концлагере Маутхаузен в Австрии. Вот как описывала его смерть газета «Красная Звезда»: «В морозную ночь с 17 на 18 февраля 1945 г. полуобнаженный Карбышев был выведен к внутренней стене Маутхаузенского лагеря. Здесь его поливали водой из пожарного шланга до тех пор, пока он не превратился в ледяную статую». Однако к этому изложению гибели пленного советского генерала есть вопросы – им был посвящен материал «Города 812» – см. здесь. Есть и неопубликованные рассказы очевидцев.
(От ред.)
Мой дед, Пётр Афанасьевич Коцюбинский (1919-1991), лейтенант НКВД, попавший в плен летом 1942 года вместе с частями 2-й ударной армии, окруженной под Любанью, находился в лагере смерти Маутхаузен в момент гибели там генерала Дмитрия Карбышева и был её свидетелем.
Согласно рассказу деда, то, что произошло в Маутхаузене в феврале 1945 года, не было просто актом немотивированной жестокости лагерного начальства. Это была «экзекуция» – то есть публичное наказание пленных, обвинённых в неповиновении. Насколько я помню, речь шла о пресечённой попытке заключённых создать что-то вроде подпольной организации для последующего восстания (как это, например, произошло в апреле 1945 года в Бухенвальде).
Дед рассказывал, что пленных всё же поливали водой, но обратил моё внимание на то, что никакого “превращения в ледяную глыбу” никого из подвергнутых наказанию не было. Происходило всё на лагерном плацу, причём мокрых и раздетых до рубашек людей продержали там минут 40, не больше, а остальных пленных также вывели на плац и заставили на это смотреть. Ибо смысл экзекуции заключался в акте устрашения. Многие из подвергнутых пытке за это время упали и умерли от переохлаждения. Те, кто выдержал, получили от охранников по цигарке и были отправлены в барак. Среди погибших оказался и генерал Карбышев.
Этот рассказ кажется мне заслуживающим внимания. Дело в том, что выдержать на улице при температуре +1-2 градуса несколько часов, а тем более всю ночь (как указывается в некоторых источниках), представляется просто немыслимым. Кроме того, становится понятен мотив такой акции – устрашение заключённых, а не просто зверство ради зверства.
Даниил Коцюбинский