По ночам Петербург становится велосипедной столицей России

В Петербурге более пяти миллионов велосипедов. То есть примерно по одному на каждого горожанина. Соотношение – как в Хельсинки. Но финны на великах ездят, а питерцы в большинстве своем лишь изредка катаются. Парковки отсутствуют, автомобилисты злые, тротуары заняты пешеходами, а своих велодорожек, считай, что нет. Единственная, открытая прошлым летом при участии губернатора на проспекте Луначарского, ведет из ниоткуда в никуда. В итоге велосипедисты выходят в ночное. Это называется ПИН-Микс. Расшифровывается: Пятница – Инлайн (то есть колонной) – Ночное, а Микс значит, что ехать можно и на велосипеде, и на роликах.

        Город для машин

Первомай пинмиксеры отметили заездом по рабочим окраинам города. К полуночи во Дворике –  как называют Дворцовую площадь завсегдатаи ночных катаний –  собралось под триста человек роллеров и байкеров (велосипедистов). Рядом тарахтели “табуретки” –  мотороллеры.

По команде маршала толпа двигается в путь –  сначала круг почета по площади, потом группа утекает на Миллионную, по набережной канала Грибоедова, на Казанскую. Колонна уже со старта растягивается на сотни метров. Она занимает всю проезжую часть –  какой уж там крайний правый ряд, выезжают даже на встречку. И на несколько минут блокирует движение на перекрестках. Машины недовольно гудят.

–  Обычно ГИБДД на нас никак не реагирует, –  рассказывает маршал, ведущий веломаевки, Алексей Бочкарев. –  Изредка придирается, видимо, когда им нужно план выполнять по задержанным и оштрафованным. А ведь днем из-за сумасшедшего движения на улицу страшно показаться.

В третьем часу колонна уже далеко на юге города. Проспект Ветеранов переезжаем по подземному переходу, с криками и музыкой (некоторые байкеры едут с плеерами и колонками на багажниках), заполняя весь переход и буквально вдавливая в стену редких прохожих. Еще немного плутаний по дворам и закоулкам –  и маршалы выводят толпу к железной дороге. Начинается главное испытание Первомая. Нужно перевести коней через пути, затем пройтись с ними по щебенке между рельсами и канавой, переправить по доскам через болото –  это стройка одной из развязок КАД, и, наконец, для полного единения человека и велосипеда, необходимо перетащить двухколесного друга по шатающемуся мосту над уже готовой магистралью. Вот уж точно город строится для машин, а не для пешеходов и велосипедистов.

Покатушки проходят круглый год в ночь с пятницы на субботу. Но осенью–зимой в слякоть и дождь в них участвует человек 10–20, а летом в теплые ночи колонна может разрастаться до 500–600 байкеров и роллеров. Средняя скорость движения –  20–25 километров в час у ведущих и 12–15 у замыкающих.

        Велодорожка для сосунков

Вообще ПИН зародился в Европе. По ночному Парижу так же гоняют сотни велосипедистов. Но есть на Западе и другая традиция, которая у нас все никак не приживется. Там байкеры и роллеры, борясь за свои права, регулярно устраивают голые заезды, пропагандируя экологически чистый транспорт. У нас на полное обнажение решился только один смельчак Роман Лутошкин, в прошлом мае прокатившийся в чем мать родила по Невскому. За что угодил на 10 суток за решетку. Его пример –  другим наука.

–  Да и бессмысленно у нас такое устраивать. Даже во Франции, с ее законами и порядками, велодорожки в парковки превращаются. К тому же неизвестно, что страшнее –  совсем без велодорожек или с такими, как у нас. Вдруг еще “голая акция” сработает, и построят нам выделенные полосы, как на Луначарского, а нам такого не надо.

На ту велодорожку, кроме Валентины Ивановны, которая ее и открывала, ни один уважающий себя велосипедист не заезжает.
–  Чтобы туда попасть, надо изловчиться, чуть ли не пешком заводить велосипед. Да и ограждение такое неудобное, того и гляди за него рулем зацепишься и упадешь. В общем, там только мамы с колясками гуляют, им удобно, асфальт гладкий, детей не трясет.