Зачем России нужен чемпионат мира по футболу в 2018 году?

Хотя Россия всего семь лет назад безуспешно претендовала на чемпионат Европы по футболу, решено замахнуться на большее – Владимир Путин поручил Виталию Мутко подготовить заявку на проведение чемпионата мира в 2018-м.

  В 2002-м, когда Россия достаточно неожиданно объявила о своем желании принять у себя чемпионат Европы 2008 года, Мутко еще не был не только министром спорта, но и Российским футбольным союзом (РФС)  не руководил. Зато Путин уже был президентом, и без его участия та неудачная история не обошлась. УЕФА не хотел принимать российскую заявку из-за отсутствия правительственных гарантий – премьер-министр Михаил Касьянов ссылался на невозможность провести чемпионат из-за значительных финансовых затрат и отсутствия в России необходимой инфраструктуры. На помощь президенту РФС Вячеславу Колоскову пришли депутаты Госдумы, единогласно принявшие обращение к Путину с просьбой повлиять на правительство. Путин повлиял.

В конце концов, Россию допустили до конкурса, в апреле 2002-го она презентовала свою заявку в Стокгольме на конгрессе УЕФА, а в сентябре футбольные чиновники пожаловали к нам с инспекцией, причем Петербург был первым пунктом ознакомительной поездки.

Первым делом гостей отвезли в Смольный, затем в Эрмитаж (именно там обещали провести жеребьевку будущего чемпионата, если он достанется России), в отеле “Европа” показали десятиминутный презентационный фильм о Петербурге. Пришлось, конечно, ехать и на “Петровский”, где проверяющим по большей части показывали макет будущего стадиона (потом он еще долго стоял в кабинете директора “Петровского”). Но все это звучало и выглядело не слишком убедительно, раз возглавлявший комиссию швед Ларс Ольссон, покидая Петербург, делился впечатлениями: “Я доволен всем увиденным и услышанным. Единственный, но самый важный вопрос, на который не получено четкого ответа, – какая именно арена станет главной в 2008 году”.

После посещения Самары и Ростова-на-Дону у эмиссаров УЕФА вопросов возникло еще больше, и тут уже даже оставленная принимающей российской стороной на закуску Москва не выручила. По крайней мере, в декабре 2002-го, когда из семи кандидатов выбирали победителя, никто даже не возмутился тому, что Россия выбыла в первом же отборочном туре в одной компании с Венгрией и подававшими совместную заявку Хорватией и Боснией-Герцеговиной. Впрочем, наши чиновники от футбола достойно встретили  поражение и в один голос повторяли, что с первого раза никому чемпионаты не дают и чтобы в будущем получить все-таки его, надо несколько раз поучаствовать в конкурсе, засветиться в нем. А тот не выигранный Россией чемпионат Европы-2008 прошлым летом успешно провели Австрия со Швейцарией.

Но чемпионат мира по футболу, о котором сейчас заговорили в Кремле, соревнование куда более солидного уровня, чем чемпионат Европы, – масштабнее только Олимпийские игры. Одних команд-участниц 32. И все равно это мероприятие, как показывает практика, беспроигрышное для страны-организатора. Среди традиционных спонсоров чемпионатов мира по футболу – крупнейшие фирмы. Немцы, проводившие последний чемпионат мира в 2006 году, после уплаты всех налогов получили чистую прибыль порядка 100 миллионов. И это при том, что затраты были тоже велики – немцы реконструировали и построили заново десять стадионов, обновили железную дорогу и общественный транспорт, улучшили инфраструктуру в двенадцати городах, принимавших игры чемпионата, и т.д. Плюс к тому большие доходы получили торговцы сувенирной продукцией и турфирмы. И 50 тысяч дополнительных рабочих мест (хотя только в течение месяца).

Почему Мутко решил претендовать на чемпионат мира 2018 года? Ответ простой – следующий после немецкого чемпионат мира пройдет на будущий год в ЮАР, в 2014-м футболистов будет принимать Бразилия, значит, первенство 2018 года  обязательно отдадут Европе (ФИФА учитывает принцип территориальной очередности). На него-то и нацелилась Россия, но вероятность успеха невелика. Прежде всего из-за размахов страны, которая в соответствии с распространенной в ФИФА практикой должна быть разбита на четыре территориальные зоны, где на начальном этапе будут “квартировать” команды-участницы.

По версии Мутко, на сегодняшний день это Юг (Сочи, Ростов-на-Дону, Краснодар), Центр (Москва и Московская область), Северо-Запад (Петербург, Ярославль), Поволжье и Урал (Казань, Самара, Волгоград, Саранск и Екатеринбург). И если в Германии руководитель Оргкомитета чемпионата Франц Беккенбауэр присутствовал на абсолютно всех матчах чемпионата, перебираясь за полчаса из одного города в другой на вертолете, то у нас ничего похожего не получится ни у официальных лиц, ни тем более у рядовых болельщиков. Неудобно это будет и журналистам, которых на турнирах подобного уровня принято бесплатно возить по железной дороге по стране. А возить журналистов самолетами в Европе считается дорогим удовольствием.

Во всех вышеперечисленных городах, например, планируется построить 40-тысячные стадионы. После окончания чемпионата мира стадионы в Москве, Петербурге, Казани и, может быть, в Ростове-на-Дону, скорее всего, пустовать не будут, но зачем такой стадион в Ярославле или тем более Саранске?

Строить к чемпионату придется не только стадионы, гостиницы, аэропорты и железнодорожные вокзалы. Еще каждой из 32 сборных будет необходимо предоставить по тренировочной базе (на них, как правило, располагаются участники чемпионата). Сегодня в России нет ни одного похожего загородного комплекса с несколькими футбольными полями, восстановительным центром и отелем соответствующего уровня.

Конечно, обо всех этих минусах знают руководители нашего футбола и, тем не менее, Россия подает заявку на проведение ЧМ-2018. Без надежды на окончательный успех. Даже с надеждой на неудачу. Ведь в таком случае мы выдвинемся на чемпионат Европы 2020 года и получим в утешение за неудавшуюся попытку мирового масштаба это более компактное, но все же престижное соревнование. Видимо, именно такой план был выработан на прошлой неделе в Кремле.    

_____________________________________________________________

   ДОСЬЕ: 

Место проведения очередного чемпионата мира (проводится раз в четыре года) определяется голосованием членов исполнительного комитета ФИФА. Все чемпионаты мира с 1930 по 1998 год (из-за Второй мировой войны не проводились в 1942 и 1946 годах) проводились в Европе или в Америке. Начиная с 1958 года было принято чередовать место проведения  – один чемпионат в Европе, следующий – в Америке. Чемпионат 2002 года впервые был проведен в Азии – хозяевами турнира стали Япония и Корея. Однако с этим чемпионатом возник целый ряд проблем, и по окончании турнира ФИФА неоднократно заявляла, что больше не допустит совместного проведения чемпионата мира.

До 1978 года в финальной части чемпионата мира участвовали 16 сборных, в четырех следующих – 24, с 1998 года – 32.

Чемпионат 2010 года пройдет в ЮАР и  станет первым крупным международным соревнованием в Африке. Чемпионат мира 2014 года уже получила Бразилия, а значит, следующий в 2018 году по идее должна принимать Европа, хотя ФИФА и допускает возможность вновь отказаться от принципа ротации.

Место проведения ЧМ-2018 определится на конгрессе ФИФА в декабре 2010 года, заявки от стран-кандидатов принимаются до 2 февраля 2010 года. Из европейских стран о своем желании провести турнир уже объявили Англия, а также планирующие выдвинуть совместную заявку Голландия с Бельгией и Испания с Португалией. Англия уже принимала чемпионат мира 1966 года, Испания проводила ЧМ-1982, Голландия на пару с Бельгией и Португалия самостоятельно имеют опыт организации чемпионатов Европы.