Таинственное исчезновение мобильных снегоплавилок

Снег в Петербурге стал политической картой, которую с ожесточением разыгрывают участники, набирающие очки в преддверии губернаторских выборов. При этом порой кажется, что задача по очистке улиц сместилась на второй план, главное – это показать мужество в схватке с сугробами. Чем мужественнее борьба – тем лучше. На самом деле способы справиться со снегом есть. Почему их не используют? – пытался выяснить «Город 812»

 

Силы на исходе, враг наступает

Риторика улично-дорожной уборки в Петербурге теперь фронтовая. Штабные совещания с повесткой «Не сдадим город снежному врагу» проводятся в Смольном и днем и ночью (чиновников уже собирали к двум часам после  полуночи). Приведена в повышенную готовность система предупреждения и ликвидации ЧС. Для ответственных за снег чиновников отменены выходные. «Мы не позволили отдать город стихии», – констатировал на прошлой неделе врио губернатора Александр Беглов. «Начата зачистка второстепенных улиц», – отчитался вице-губернатор Николай Бондаренко. На прошлой неделе власти заявили, что у них есть план наступления на сугробы и враг будет разбит к 24 января. Но снегопад отбросил наступающих на прежние позиции: город снова засыпало. Сроки победы передвинули на три дня.

Николай Бондаренко предупредил, что силы на исходе. Снегоплавильные пункты, куда с городских улиц свозят снег,  перегружены и не успевают его растапливать. К снегопунктам выстраиваются длинные хвосты из самосвалов, груженых снегом. В итоге машины простаивают в очередях, вместо того чтобы работать.

 

Вместо снега растаяла техника

Но в Москве и  других крупных городах со снегом справляются довольно оперативно. Для быстрой очистки улиц там используют мобильные снегоплавильные установки. Они представляют собой, если упрощенно, передвижную емкость, в которой растапливают собранный снег и затем выливают его в канализацию. На улицах Москвы, например, сейчас работают 145 передвижных снеготопок.

В Петербурге этот метод также использовался. И продвигался как передовой и эффективный. Шесть-семь лет назад было закуплено 13 импортных передвижных снегоплавильных установок. В прежние годы они были задействованы в борьбе со стихией. Этой зимой ни одна из них не вышла на улицы.

Где техника? Почему ее не используют для уборки, ведь срок службы подобных агрегатов составляет не менее 10 лет? Эти вопросы «Город 812» адресовал  Комитету по благоустройству, подведомственное учреждение которого – ГУДСП «Центр» – закупало передвижные снегоплавилки.

К сожалению, получить внятных ответов не удалось. В комитете сообщили, что  использование мобильных снегоплавилок «на сегодняшний день не рентабельно». Куда делась дорогая техника, купленная на бюджетные средства (213 млн рублей), объяснить  не смогли.

 

Лагеря снегоборцев

Как оказалось, мобильные снеготаялки все-таки используются в Петербурге – для нужд Смольного. В конце прошлого года  четыре снегоплавильные установки за 2,4 млн рублей заказало петербургское ГБУ «Дирекция по управлению объектами административного назначения», подведомственное Администрации губернатора. Адрес поставки  – Новгородская улица, 20, литера А. Там находится деловой центр «Невская ратуша», в который недавно переехали несколько  комитетов Смольного.

Конкурс на поставку  снеготаялок  выиграла петербургская компания, которая  уже около десяти лет делает снегоплавильные установки и поставляет их в Москву и другие российские регионы, включая арктическую зону. Но на городских улицах этих установок нет. Почему так? – «Город 812» спросил у производителя. Вот что рассказал коммерческий директор компании Сергей Степанов.

– Мы неоднократно пытались контактировать и с городом, и с районными властями, но никаких конкретных договоренностей не достигнуто. Почему наши установки не применяются на городских улицах – загадка. В других регионах они активно используются. И далеко не всегда их покупают на бюджетные средства. Проводится конкурс и выбирается инвестор, который приобретает мобильное снегоплавильное оборудование, а затем оказывает городу услуги по утилизации снега. Вложения окупаются за два-три, максимум за  пять лет. На таких принципах работают снегоплавилки, например, в Тюмени и в Москве. В столице Центральный административный округ практически полностью убирается нашими машинами. Их прямо грядками выставляют по 10 штук. Огораживается площадка, на которую свозится снег с ближайших улиц.  Ставят также мобильные бытовки, туалеты. Разворачивается целый лагерь! Это сильно увеличивает скорость уборки снега, так как он вывозится не куда-то на окраину,  а плавится прямо там, где образуется. Логично было бы делать так же и в Петербурге. Мобильные установки и стационарные снегоплавильные пункты не заменяют друг друга, а дополняют. Передвижные снеготаялки помогают решать локальные проблемы. Сейчас по Петербургу, особенно  в час пик, не проехать: город стоит в пробках из-за того, что не убрано. Да и вывозить снег некуда – стационарные пункты переполнены. А вывозить его мешают эти самые пробки. Замкнутый круг. Но  если поставить мобильные снегоплавильные установки в каждом районе, это будет намного эффективнее, чем куда-то возить снег на растопку. Наши установки экологичны: снег в них не загрязняется нефтепродуктами. Если бы он растаял самоходом, в канализацию утекло бы то же самое – ни больше ни меньше. Несколько лет назад Петербург закупил импортные мобильные снегоплавильни за 213 миллионов рублей. Но ни я ни вы сегодня на улицах их не наблюдаете. Последний раз я видел эту технику на территории ГУДСП «Центр» на Васильевском острове несколько лет назад.  Почему их не применяют, не могу сказать. Возможно, из-за того что они импортные, то есть дорогие в обслуживании и дорого стоят запчасти.  Уверен, что в Петербурге нашлись бы инвесторы, готовые оказывать городу услуги по утилизации снега. Со своей стороны мы готовы предоставить бизнесу рассрочки на покупку оборудования. Для меня дико, что в городе производятся снегоплавильные установки, а горожане ходят по пояс в снегу! –  удивляется Сергей Степанов.

 

Иностранные дворники мешают антитеррору

Правильно ли в Петербурге борются со снегом? – «Город 812»  поинтересовался у чиновника, прежде ведавшего уборкой улиц в Петербурге (он попросил об анонимности).

– Несколько лет назад в Петербурге  активно применяли мобильные снегоплавильные установки. По логике, их и сегодня должны использовать, особенно в тех местах, где плечо вывоза снега большое, – чтобы не таскать сугробы через весь город. Из-за этого растут затраты, нагрузка на улично-дорожную сеть и прочее. Не может быть, чтобы мобильных установок не было! – говорит источник «Города 812».

По его словам, существующие сегодня в Петербурге 11 снегоплавильных и 7 снегоприемных пунктов не могут справиться со всем объемом городского снега. Еще в 2013 году  губернатор Полтавченко давал задание увеличить количество стационарных снегопунктов до 26–27 штук. Тогда бы они могли перерабатывать весь снег.

Сегодня на уборке улиц  трудятся больше 1000 дворников и 1150 машин спецтехники. Для сравнения: в 2014 году во время снегопадов в Петербурге работали 1232 единицы техники, а дворников было в полтора раза больше – 1510 человек. Возможно, к сокращению количества работников метлы и лопаты невольно приложил руку Александр Беглов. Осенью прошлого года врио губернатора на закрытом совещании в Смольном высказал обеспокоенность тем, что в ЖКХ трудится много  иностранных рабочих, что приводит к «проблеме с антитеррором». Нужно ли напоминать, что большой процент дворников составляли в городе трудовые мигранты.

Елена Роткевич

 

Количество снегоплавильных пунктов

Петербург Москва
Стационарные 18 56
Мобильные, общее кол-во ? 146