В Санкт-Петербургском госуниверситете надзирают за убеждениями студентов. Несогласных вызывают «на ковер» и наказывают. За несанкционированную политическую активность студентам может грозить исключение. В рассмотрении политических дел участвуют маститые ученые. «Город 812» пытался разобраться: так теперь во всех вузах или СПбГУ – передовик идеологического фронта?
Не достойно представлял университет
Больше полугода прошло после митинга Навального «Он нам не царь» 5 мая 2018 года. Но эхо митинга в СПбГУ гремит до сих пор. В январе 2019 года на официальном сайте СПбГУ были опубликованы разъяснения, касающиеся участия студентов в несанкционированных митингах.
Борьба руководства вуза за правильное морально-этическое поведение студентов началась весной 2018 года, после того как несколько учащихся были задержаны за участие в несанкционированном митинге. Провинившихся вызвали на заседание Комиссии по этики вуза, которая применила к ним «меру дисциплинарного взыскания в виде замечания».
«5 мая текущего года А. Верещагин (студент. – Ред.) был задержан органами правопорядка и привлечен к административной ответственности… в виде штрафа и задержания под арестом на двое суток… В ходе заседания Комиссии А. Верещагин не отрицал самого факта его задержания представителями правопорядка, но утверждал, что не видит для этого никаких оснований. Тем не менее, Комиссия пришла к выводу, что, во-первых, А. Верещагин вполне осознанно оказался на месте проведения несогласованного в установленном порядке массового мероприятия. Во-вторых, оказал сопротивление при его задержании представителями органов правопорядка и тем самым совершил административные правонарушения. На этом Комиссия постановила признать, что А. Верещагин нарушил морально-этические нормы поведения универсанта, закрепленные во 2 пункте Кодекса универсанта, где записано: “Достойно представлять Университет во внеуниверситетской среде… заботиться о его репутации как научного и образовательного учреждения, способствовать укреплению его авторитета как старейшего университета России и одного из ведущих вузов страны”», – говорится в решении Комиссии по этике от 08.06.2018 г.
В сентябре 2018 года Комиссия осудила еще двух студентов, участвовавших в митинге. Решение было вынесено как под копирку.
«В ходе заседания Комиссии и Г. Гусак, и Р. Шухвостов не отрицали самого факта их задержания представителями правопорядка, но утверждали, что не видят для этого должных оснований. Тем не менее, Комиссия пришла к выводу, что они вполне осознанно оказались на месте проведения массового мероприятия, зная, что оно носит несогласованный характер. На этом основании Комиссия постановила признать, что Г. Гусак и Р. Шухвостов нарушили морально-этические нормы поведения универсанта…»
Возможно, были и другие подобные заседания, но об этом ничего не известно.
Комиссия не захотела разговаривать
Комиссия по этике СПбГУ существует давно – с 2011 года. Решение о ее составе принимает Ученый совет университета. По информации официального сайта СПбГУ, комиссия «помогает сотрудникам и обучающимся разобраться в непростых ситуациях, связанных с человеческими взаимоотношениями». В 2017 году права этического органа были расширены: ему разрешили «давать оценку типичным ситуациям и принимать решения общего характера по вопросам соответствия отдельных фактов и событий нравственным и культурным традициям Санкт-Петербургского университета и общепринятым моральным и этическим нормам». В состав комиссии сегодня входят 9 профессоров.
«Город 812» обратился в СПбГУ с просьбой о содействии в организации интервью с кем-нибудь из членов Комиссии по этике на темы «Свобода слова», «Свобода участия студентов и преподавателей в политической жизни».
Первый запрос был отправлен еще 11 декабря 2018 года. Последний – 15 января 2019 года. Всего запросов было четыре, но официальный ответ редакция получила лишь после прямого обращения к ректору Николаю Кропачеву с жалобой на нарушение пресс-службой законодательства РФ. По закону о СМИ, СПбГУ обязан отвечать на запросы журналистов.
Только после этого редакция получила официальный отказ в интервью. Начальник Управления по связям с общественностью СПбГУ написал о невозможности оказать помощь в организации интервью, т. к. «участие в интервью не входит в трудовые обязанности работников». Одновременно пресс-служба вуза прислала ответ, в котором заявила, что «члены Комиссии по этике СПбГУ сообщили, что у них нет возможности общаться с прессой».
Кабинет по изучению состояния мозгов
«Город 812» связался с источниками в СПбГУ, которые попытались провести расследование последних случаев вызова студентов «на ковер» за участие в политических акциях. Одной из резонансных историй для СПбГУ стал митинг против пенсионной реформы 9 сентября 2018 года.
По рассказам студентов, им звонили из университета с рекомендацией зайти в кабинет Службы по работе с молодежью. Один из студентов, побывавший в кабинете № 510, рассказал, что на столе у сотрудницы лежал список из 15 фамилий задержанных на митинге учащихся его факультета. Студента попросили написать объяснительную, а затем работник вуза предложила «сотрудничество». Она предложила студенту сообщать, кто и когда собирается на митинги, раздает листовки, пишет политизированные посты в соцсетях или делает репосты неблагонадежных тем.
Студенты рассказывают, что в СПбГУ действует система наказания за нарушение «морально-этических норм». Как правило, сперва объявляют замечание. Два замечания складываются в выговор, два выговора – в отчисление. В конце прошлого года из университета была отчислена студентка за нарушение морально-этических норм. Правда, с политической активностью ее дело не связано.
Комиссия делает выводы
После запросов «Города 812» на сайте СПбГУ был опубликован текст «О применении дисциплинарного взыскания к обучающимся СПбГУ». В нем председатель Комиссии по этике профессор Геннадий Богомазов рассказывает о наказании студентов за участие в несанкционированных митингах.
По его словам, задержание или штраф «само по себе не является основанием для привлечения обучающихся или сотрудников СПбГУ к дисциплинарной ответственности». Однако Комиссия по этике признала, что принимая участие в митингах, студенты нарушают Кодекс универсанта СПбГУ – документ, утвержденный приказом № 7966/1 от 03.10.2016 г. За нарушение этого нормативного акта, согласно п. 4 ст. 43 Закона «Об образовании», к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания: замечание, выговор, отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность.
– В компетенцию Комиссии по этике СПбГУ не входит право принятия решений об отчислении студентов или увольнении преподавателей. Однако сделанные Комиссией выводы могут быть положены в основу решений, принимаемых уполномоченными должностными лицами СПбГУ. Согласно пункту 71 Устава СПбГУ, Комиссия по этике вправе принять вопрос к своему рассмотрению по собственной инициативе, а также по ходатайству работников Санкт-Петербургского университета и (или) обучающихся, – разъясняет политику СПбГУ 82-летний профессор Богомазов.
«Бегут впереди идеологического паровоза»
Есть ли этические комиссии в других вузах, и чем они занимаются? – «Город 812» спросил экспертов.
– Этические комиссии существуют во многих, возможно, в большинстве университетов мира, – говорит профессор факультета социологии и философии Европейского университета в Петербурге Михаил Соколов. – Однако их функция – следить за поведением студентов, преподавателей и администраторов именно в их роли студентов, преподавателей и администраторов. Существование таких комиссий обусловлено тем, что многие специфические для академического мира проступки не подпадают под действие административного или тем более уголовного кодекса, но при этом несовместимы со статусом учащегося или учащего. Например, в большинстве стран нет закона, который запрещал бы использование шпаргалок, но во многих университетах есть специальные санкции против особенно злостных списывателей. Или – если профессор начнет перед студенческой аудиторией высмеивать своих коллег, в суд на него не подашь, но есть ощущение, что так делать нельзя. Обычно этическая комиссия занимается именно такими случаями. При этом она не интересуется тем, что студенты и преподаватели делают в ином качестве и за пределами университета. В этом смысле заняться политическими сюжетами такая комиссия может, только если кто-то из профессоров начнет занижать студентам оценки по политическим мотивам. Не дело университета решать, каких взглядов сотрудникам и студентам можно придерживаться, а каких – нет, – говорит профессор Соколов.
Его академический коллега – заведующий лабораторией «Социология образования и науки» НИУ ВШЭ в Петербурге, профессор Даниил Александров также полагает, что этические комиссии в вузах не должны следить за политическими взглядами студентов.
– Один из основных постулатов высшей школы состоит в том, что люди там могут иметь любые политические взгляды. Но они не должны использовать высшую школу для их пропаганды. Если студенты пошли на митинг Навального – это абсолютно не дело этической комиссии, и, на мой взгляд, неправильно, если ее используют для наказания учащихся. Вуз, скорее, должен их защищать. А если студент нарушил закон – на то есть специальные инстанции, которые накажут его в соответствии с законодательством РФ. Иначе очень легко вузы и школы могут превратиться в полицейские учреждения.
– Университеты всегда считались заповедниками свободы. Теперь концепция меняется?
– Не то чтобы концепция, сами вузы меняются. Сейчас они почти такие же трепетные, как при советской власти: что партийные начальники велели, то они и делали. По сравнению с девяностыми годами прошлого века ситуация, на мой взгляд, становится хуже. Вузы всего боятся и стараются бежать впереди идеологического паровоза. Но не все вузы так себя ведут.
– СПбГУ – один из самых полицейских вузов?
– Не стал бы так формулировать, но из ведущих вузов города Петербургский университет отличается в худшую сторону. В целом, я полагаю, что этические комиссии в вузах нужны. Существуют такие «серые зоны» жизни, где правила не совсем очевидны. Например, один преподаватель обвиняет другого в плагиате. С подобными вопросами должны разбираться коллеги, для чего и существует этическая комиссия. Что касается студентов, мне кажется, что комиссия может разбирать конфликты между ними и преподавателями, – считает профессор Александров.
Елена Роткевич
Состав Комиссии по этике СПбГУ
Ирина Баранникова, профессор, главный научный сотрудник, кафедра общей физиологии
Геннадий Богомазов, профессор, кафедра истории экономики и экономической мысли
Вадим Касевич, профессор, кафедра теории и методики преподавания языков и культур Азии и Африки
Дженевра Луковская, профессор, заведующая кафедрой теории и истории государства и права
Игорь Мурин, профессор, заведующий кафедрой химии твердого тела
Борис Новиков, профессор, кафедра физики твердого тела
Кира Рогова, профессор, кафедра русского языка как иностранного и методики его преподавания
Анатолий Русанов, профессор, заведующий кафедрой коллоидной химии
Ватаняр Ягья, профессор, заведующий кафедрой мировой политики
P.S. Как нам сообщили сотрудники университета, доктор биологических наук Ирина Алексеевна Баранникова умерла в 2017 году. Но она и сейчас числится в составе комиссии по этике СПбГУ. Ниже скриншот с сайта университета.