5 мая в Петербурге завершился очередной отопительный сезон. Узнать о его итогах, специфике деятельности крупнейшей теплоснабжающей компании Санкт-Петербурга и работающих в ней людях «Город 812» решил у генерального директора ГУП «ТЭК СПб” Александра Кузякина
– Александр Николаевич, завершившийся на прошлой неделе отопительный сезон стал для вас первым на посту директора ГУП “ТЭК”. Какую оценку вы могли бы дать работе предприятия в эти месяцы?
– Оценивать результаты работы можно по разным критериям. Так, из-за теплой зимы нам не удалось выполнить план по теплоотпуску. Как итог – ТЭК недополучил существенные средства. В то же время наша основная задача – стабильность и бесперебойность теплоснабжения горожан. И что особенно важно – обеспечение безопасности населения при технологических нарушениях на тепловых сетях. С этой позиции ТЭК прошел отопительный сезон достаточно успешно. Статистика дефектов позволяет сделать вывод, что ситуация не кардинально, но улучшилась. Это связано с проводимой предприятием масштабной работой по реконструкции и ремонту труб и тем пристальным вниманием, которое в последнее время власти города уделяют проблемам энергетики и состоянию коммунального хозяйства. Например, по сравнению с прошлым сезоном количество дефектов на магистральных сетях, имеющих наибольший диаметр, уменьшилось почти на треть – со 150 до 100.
В целом же по всем сетям число дефектов снизилось на 6 – 7%. Пусть вас не смущает цифра – это немало, если учесть, что теплопроводы ГУП “ТЭК” имеют протяженность 5230 км. Это расстояние – путь от Петербурга до Шанхая. Из этого объема около 20% труб выработали свой срок службы или близки к этому. При этом за прошедший отопсезон значительных инцидентов на нашем технологическом оборудовании не было. Удалось избежать и серьезных несчастных случаев и трагедий с пострадавшими. И это, без сомнения, не воля случая, а результат планомерной профилактической работы.
– Совсем избежать аварий на сетях, наверное, невозможно. Проводится ли какая-нибудь разъяснительная работа с населением – как действовать в таких случаях?
– Мы понимаем всю ответственность перед горожанами. ГУП “ТЭК” вместе с коллегами-энергетиками из “ТГК-1” реализуют целую информационную программу по безопасности. Мы условно выделили несколько групп риска, на которые надо направить основные усилия по профилактике несчастных случаев. В первую группу входят люди, как правило, не совсем адекватные. Было немало случаев, при которых, несмотря на оцепление и предупредительные знаки, человек не желает менять проложенный за годы привычный маршрут. Он идет сквозь пар, по воде – прямо по кромке ямы с кипятком. Уже разрабатывается новый тип заграждений, преодолеть которые будет сложней, чем аварийные ленты.
Вторая категория, требующая особого внимания, – это дети. Здесь мы собираемся продолжать обучение школьников правилам безопасности в рамках уроков ОБЖ, выпускать тематические раздаточные материалы и проводить специальные акции для детей. Наша задача – объяснить самым маленьким горожанам и их родителям, что сухой асфальт в сырую погоду и зеленая трава зимой, как и растущие среди декабрьской стужи подснежники, бывают только в сказках. И все эти явления в черте города – сигнал об опасности.
Третья группа риска – это люди, которые спасают свои автомобили. Мы еще раз заявляем, что полностью компенсируем материальный ущерб, нанесенный имуществу горожан по вине ГУП “ТЭК”. Люди не должны “гибнуть за металл”. Не надо спасать машину – здоровье важнее.
– Говоря об угрозах, но уже экономических, – сильно ли сказался финансовый кризис на работе вашего предприятия?
– Мы ощутили кризис с позиции финансирования работы предприятия. Поддержка целого ряда адресных программ ремонта и реконструкции объектов ГУП “ТЭК” была сильно сокращена. Говоря о внутренней жизни предприятия, замечу, что кризис дал нам возможность по-новому взглянуть на то, как мы живем. Есть такое наблюдение – деньги всегда заканчиваются в определенное время, сколько бы их ни было. Человек привыкает к определенному режиму потребления, и это можно спроецировать на жизнь всего ТЭКа. В этом сезоне мы пропустили все наши потребности через мелкое сито “необходимого и достаточного”, чтобы понять, насколько оправданны те или иные издержки. В связи с невыполнением плана по теплоотпуску мы готовимся вновь скорректировать финансовый план. В этом случае надо исходить из худшего. Использовать “излишки” при благоприятном исходе событий гораздо проще.
– Время “затянуть пояса” и вспомнить о советских традициях рационализаторства?
– Почему бы не взять лучшее из опыта прошлых лет? Кстати в ГУП “ТЭК” мы как раз и стремимся поддерживать те традиции, благодаря которым люди старшего возраста с теплом вспоминают об эпохе Советского Союза. И это касается не только прибыльных направлений. Так, в числе немногих организаций мы имеем свой учебный комбинат. Там молодежь обучают рабочим специальностям – профессиям, которые последние годы столь же остро нужны стране, сколь и непопулярны среди подрастающего поколения. В Ленобласти у нас есть летний лагерь “Силандэ” – для детей наших сотрудников. Пока что эта база отдыха является, как сказали бы, “по-советски убыточным” направлением. Но очевидно и то, что наличие лагеря является стимулом для людей, приходящих и работающих в ТЭКе. Нам есть что предложить молодежи.
– А чем еще вы можете привлечь молодежь на рабочие специальности?
– У нас не самая маленькая и, что сегодня особенно актуально, стабильно выплачиваемая зарплата. Сотрудники имеют достаточно большой социальный пакет. В этом году трудовой коллектив получил полисы добровольного страхования – наряду с обязательным. Мы заключили договор о страховании с одной из крупнейших клиник. В ГУП “ТЭК” развито спортивное движение, военно-патриотические мероприятия.
– В продолжение темы “рационализаторства” – давно обсуждаемое введение двухставочного тарифа за теплоэнергию – это для потребителя лучше или хуже?
– Новая система тарификации на горожанах никак не отразится. Предприятию же позволит, не тратя ни одного рубля, изыскивать дополнительные мощности. Особенно это актуально для районов с дефицитом свободных мощностей. К примеру, наш абонент резервирует для себя 10 Гкал, а фактически использует только 5 из них. Лишние калории можно было бы отдать другим потребителям. Но это длительная работа, недостаточно урегулированная на федеральном уровне. На недавнем совещании в Комитете по энергетике мы договорились о выработке некой “дорожной карты”, чтобы уже со следующего отопительного сезона ввести двухставочный тариф.
– Вопрос, который волнует всех: когда перестанут отключать горячую воду летом?
– Существующая система теплоснабжения не позволяет мгновенно перейти к бесперебойной работе – без остановок котельных и отключения сетей для ремонта и профилактического обслуживания. Требуется введение альтернативных теплоисточников, строительство закольцовок сетей с проведением реконструкции существующих. В масштабе города это – огромные временные, финансовые и организационные затраты. Но мы к этому стремимся. Этим летом, например, будем отключать горячую воду у потребителей не на нормативно допустимый 21 день, а всего на 15. Это серьезный шаг, учитывая, что ТЭК – большая инерционная машина. Мы будем стремиться к европейским стандартам, чтобы жители Петербурга круглый год были обеспечены горячей водой. А по завершении проводимой предприятием реконструкции системы теплоснабжения Центрального и Адмиралтейского районов для абонентов, живущих в историческом центре, отключение горячей воды летом уйдет в прошлое.
– До прихода в ТЭК вы не работали в области теплоэнергетики. Из сказанного вами несложно понять, что эта отрасль требует больших знаний и имеет свою специфику. Помогает ли прежний опыт на нынешнем посту?
– Думаю, любой опыт пополняет внутренний капитал человека. И хоть я сравнительно молод, но успел попробовать себя в самых разных сферах деятельности. В танковых войсках служил в командной должности, а на трудовой путь ступил в качестве начальника “проходки” в шахте. В 1988 году, когда зарождалось кооперативное движение, стал соучредителем кооператива. Специализация: торговая деятельность. Позже занимались продовольственным снабжением целой области.
– То есть и опыт в бизнесе у вас также имеется?
– Мне знакомо, что значит быть основателем и руководителем собственного дела. И впоследствии этот опыт не раз служил мне добрую службу. Когда я работал в “Газпроме”, в структуре компании было порядка ста дочерних обществ. Это была очень разноплановая деятельность. Мы управляли 25% клуба “Зенит” и параллельно занимались высоконаучными разработками, сжижением газа.
Предыдущая работа – в “Ленсвете” – в какой-то степени была близка к искусству. Организация занимается освещением зданий и улиц города. Нам удавалось следовать эстетике Северной столицы и делать ее световое оформление изящным и соответствующим образу “императорского Петербурга”, но при этом еще и экономить. Начав организацию подсветки города с Невского проспекта, мы установили десять тысяч светильников. Нас ругали: “Расточительство!” На самом деле эти светильники потребляли электроэнергии столько же, сколько десять электрочайников.
– Очевидно, что работа у вас очень энергоемкая. Надо отдавать себя делу без остатка. Остается ли энергия на семью?
– Вступая в должность, я договорился с руководством, что на время каникул буду брать отпуск, чтобы проводить время с детьми. И всегда стараюсь следовать этому правилу. Сегодня действительно больше внимания дому уделяет жена. У меня трое детей. Хоть они еще и совсем маленькие, но супруга уже приучила их к чтению. Каждый вечер по часу она читает им книги. И недавно даже застал свою дочь за тем, что она ночью читала книгу под одеялом с фонариком. Семья для меня – источник сил. И сейчас энергии хватает на многое. Вот времени достает не всегда. Но мне интересна моя работа и такой образ жизни. А это всегда дает импульс делать больше и лучше.