Почему чиновники ЮНЕСКО не захотели поговорить с петербургской общественностью?

Всю прошлую неделю Петербург занимал визит миссии ЮНЕСКО во главе с Марией Хесус Сан Сегундо, новым председателем Комитета всемирного наследия, и Франческо Бандарином, директором Центра всемирного наследия. Поездка была заявлена как рабочая без заявлений и оргвыводов, но общественность ждала от людей из ЮНЕСКО заявлений относительно небоскреба «Газпрома», и ее насторожил принципиальный отказ международных чиновников общаться с журналистами.

  Программа ознакомительной поездки миссии ЮНЕСКО, по словам Григория Орджоникидзе, ответственного секретаря российской комиссии по делам ЮНЕСКО, состояла в посещении строительства второй сцены Мариинского театра, реставрируемого Каменноостровского театра и территории будущего “Охта-центра”. Представители ЮНЕСКО встретились с губернатором Матвиенко и подтвердили, что потребуется еще 2 – 3 года на уточнения состава и границ тех памятников на территории Петербурга и Ленинградской области, которые с 1991 года входят в список всемирного наследия под названием “Петербург”.

По версии, распространенной КГИОП, со ссылкой на г-на Орджоникидзе, высотная проблема “Охта-центра” с представителями ЮНЕСКО не обсуждалась. По версии некоторых информагентств, и снова со ссылкой на г-на Орджоникидзе, миссии понравилась идея “Охта-центра”, но без высотной доминанты.

В отличие от предыдущего приезда г-на Бандарина в начале 2007 года, на этот раз не состоялась его встреча с представителями Общества по охране памятников (ВООПИиК). Наши источники утверждают, что воопиковцы активно искали такой встречи, прежде всего, с целью еще раз высказать свое отрицательное отношение к небоскребу. Им было неофициально предложено ловить г-на Бандарина в отеле перед завтраком, от чего они отказались. Впрочем, 14 мая уже после отлета в Сочи руководителей миссии, представители ВООПИиК передали члену делегации г-ну Петрову из Болгарии свои соображения по проблемам российского законодательства в области охраны памятников, в том числе археологических. Последние, по их мнению, требуют отдельного закона.

Все-таки утром 13 мая депутат ЗакСа Алексей Ковалев поймал Франческо Бандарина в отеле и вручил ему переведенные на английский язык заключения петербургского Центра экспертиз ЭКОМ. Там говорится, что башня высотой 396 метров будет видна из исторического центра лучше, чем в ландшафтном анализе, представленном архитекторами RMJM. Кроме того, необходимые для строительства небоскреба отклонения от ПЗЗ, по версии ЭКОМ, юридически не обоснованы.

По мнению г-на Ковалева, все визиты представителей ЮНЕСКО в Петербург носят неформальный характер, поскольку официальные переговоры с ЮНЕСКО по вопросам списка всемирного наследия, в том числе статуса в нем Петербурга, может вести только правительство РФ.

По версии г-на Орджоникидзе, визит чиновников ЮНЕСКО объяснялся так: Россия намерена вернуться в состав Комитета всемирного наследия, в который на основе ротации входит 21 страна. В этом году состоятся частичные перевыборы, и приглашение г-жи Сан Сегундо в Петербург было сделано с целью показать достижения России в деле охраны памятников. В такой ситуации международные и российские чиновники сочли, что контакты с ВООПИиК и СМИ не нужны. И без них видно, как все хорошо.