Почему не дать дорогу молодым? Ответ на статью «Адмирал Ушаков проигрывает сражение на суше»

 7.02.2019 г. в электронной версии журнала «Город 812» опубликована статья Михаила Золотоносова «Адмирал Ушаков проигрывает сражение на суше» (см. здесь). Статьи М. Золотоносова, в основном, оригинальны и посвящены острым городским темам. Мы благодарны этому автору за бескомпромиссное освещение «эпопеи» борьбы горожан, моряков, корабелов, градозащитников против Ново-Адмиралтейского моста в 2011 г., когда М. Золотоносов цитировал, помимо прочих источников, и текст обращения нашей гражданской инициативной группы «Морской Санкт-Петербург», например, в статье от 5 сентября 2011 г. «Что мешает строительству Ново-Адмиралтейского моста» (см. здесь ). Общими усилиями тогда была устранена    угроза сооружения этого опасного сооружения — одного из самых спорных строительных проектов эпохи бывшего губернатора города В.И. Матвиенко.

Тем не менее, материал про то, как адмирал Ушаков «проигрывает сражение на суше», вряд ли украсит творческую биографию М. Золотоносова. Прежде всего тем, что он, и это странно для маститого автора, – совсем неоригинален. «Драму» с установкой памятника знаменитому флотоводцу автор статьи связал с фигурой    ответственного секретаря Морского совета при Правительстве Санкт-Петербурга Татьяны Ивановны Чекаловой, для «портрета» которой журналист не пожалел чёрной краски, и здесь он вовсе не первопроходец. Михаила Золотоносова опередили интернет-ресурсы: а) «Новый Петербургъ» от 29.12.2018 г. с материалом «Может ли дать морской совет «Морской совет»(см. тут), и б) «Русская народная линия»: от 21.01.2019 г. «Нашивконосцы как болезнь нашего времени» (см. здесь )  и от 31.01.2019 г. «Квазиадмиральша в Морском совете» (см. здесь), материалы которых, написанные словно под копирку,    автор цитирует в    тексте своей статьи, не указывая мест публикации.    Все эти материалы, содержание которых плохо балансирует на грани приличий, посвящены одному и тому же человеку: Т.И. Чекаловой. И «квазиадмиральша», и «нашивконосцы» (слова-то какие) – это всё про неё. Правда, «Русская народная линия» опубликовала, к чести своей редколлегии, и ответный материал    (см. тут).

Согласитесь, картина необычная. Публикации идут гуртом, что наводит на мысли о некоей кампании. Кому ж так насолила Татьяна Чекалова, кому не по нраву Морской совет?

Художники в таких случаях говорят: «возьмите кисти, нарисуйте лучше».

Главная задача Морского совета – это координация всей морской деятельности города и окрестностей: флот, транспорт, судостроение, туризм, образование, наука    и культура, воспитание. Порты, фарватеры, пограничники, яхтинг, судомоделизм. Выставки, форумы, ярмарки профессий, фестиваль ледоколов, кинофорум    «Море зовёт». Конкурсы и городские программы, дальние и ближние морские походы… Наверное, кто-нибудь напишет историю петербургского Морского совета, она будет многотомной. Без Морского совета и его ответственного секретаря наш город давно бы потерял    морское лицо, сделавшись заурядным и тусклым, провинциальным захолустьем. С много раз «перевёрнувшимся в гробу» Петром Великим. Эта опасность никогда не исчезала. И нашим коллегам – морякам, кроме рассуждений про нашивки, следовало бы    заниматься проблемами морской столицы России, и для этого, например, дружнее идти во власть… Не случайно вспомнилась борьба против Ново-Адмиралтейского моста, потенциального «убийцы кораблей», «разрушителя» верфей и исторической застройки, «творца» ещё больших автомобильных пробок. Морской совет тогда сыграл одну из ключевых ролей, сумев переломить напор лоббистов    моста (ведь речь шла о миллиардах рублей!) и    добиться проведения «натурного эксперимента» с реальной проводкой судов Речфлота через имитаторы устоев. Не понаслышке знаем, что на судовых мостиках    во время ночных проводок разворачивались поистине драматические события, было всякое, в том числе попытки административного нажима, но честных моряков и лоцманов оказалось больше, чем    приспособленцев. «Эксперимент» показал опасность моста, в устои которого легко мог врезаться танкер с тысячами тонн нефти… Рисковала Чекалова? Ещё как! Бюрократия гораздо хуже «минного поля»: шаг влево, шаг вправо, ошибаться нельзя… «А город подумал — ученья идут». Да только за    этот бой против моста    Чекаловой можно дать право носить любые нашивки. И это лишь эпизод из многих, за пятнадцать лет её работы    в Морском совете.

Теперь о памятнике адмиралу Ушакову. При всём нашем уважении к Морскому совету, – нет у него права устанавливать памятники. Этим занимается городская власть в лице Комитета по градостроительству и архитектуре на основании законодательства Санкт-Петербурга, а последнее слово — за главой города. Морской совет предлагает, анализирует, советует. Кстати, у Союза архитекторов и у Союза художников    похожие права. И у любой другой общественной организации, способной собрать хороших специалистов, дать верные советы. Так что, если и критиковать кого за «проволочки» с установкой памятника флотоводцу, то адресовать упрёки надо честно: сначала себе,  потом руководству города.

Михаил Золотоносов упоминает о случившемся в конце 1990-х гг. конкурсе на памятник Ушакову и подводит к мысли, что срока давности у результата конкурса нет и надо ставить монумент – «победитель», для которого    архитектор Д. Лагутин спроектировал постамент. Как минимум, дискуссионная тема. И не в том только дело, что место прежнее не годится, там теперь Ушаковская развязка, и даже не только в том, что Православная церковь причислила Фёдора Ушакова к лику святых… За прошедшие после конкурса двадцать лет только в Академии Художеств было четыре выпуска скульпторов и архитекторов, а ведь есть ещё Государственный архитектурно-строительный университет (ГАСУ), и это только в Петербурге. Почему не дать дорогу молодым? Новый конкурс был бы кстати. Вот, например, творческий союз    скульпторов Ивана Зубарева, Владислава Муханова и архитектора Артёма Гаврилова, пока ещё студентов Академии Художеств (но    одно из их творений – монументальный памятник Дмитрию Менделееву уже украшает пос. Мурино (см. здесь), предлагает своего Ушакова: близ углового корпуса    «Новой Голландии», выходящего на площадь Труда. С двойным отражением — в воде канала и в расстекловке стенного проёма. Почему бы не обсудить на конкурсе и этот вариант, с несколькими достоинствами навскидку: удобным обзором, отсутствием проблем с транспортным потоком и перекладкой подземных коммуникаций, а также напоминанием о морском прошлом легендарного петербургского острова?

Просим Вас, опубликовать наш ответ на статью М. Золотоносова «Адмирал Ушаков проигрывает сражение на суше».

 

Координаторы гражданской инициативной группы «Морской Санкт-Петербург»:

Геннадий Борисович Бубнов, ветеран Балтийского морского пароходства, старший механик

Анатолий Владимирович Букшев, ветеран СПбГМТУ, инженер-кораблестроитель, к.т.н., профессор

Алексей Мануилович Веселов, ветеран Северо-Западного речного пароходства, капитан дальнего плавания

Стэнли Александрович Курочкин, ветеран Балтийского морского пароходства, капитан дальнего плавания, ветеран Великой Отечественной войны, житель блокадного Ленинграда

Никита Иванович Поздняков, ветеран Вооружённых Сил России, почётный работник науки и техники РФ, к.т.н. капитан 1 ранга