Как кризис повлиял на перспективы реконструкции Пулково?

Самой большой неожиданностью конкурса по реконструкции аэропорта Пулково оказалось то, что интерес к проекту по-прежнему проявляют больше одного претендента. Именно это чиновники называют успехом – и с высоких трибун, и в неофициальных беседах. И в этом с ними согласны участники рынка. Несмотря на кризис, у Смольного, похоже, все же остается шанс довести до конца этот проект, входящий в число городских приоритетов.

  В четверг комиссия под председательством Валентины Матвиенко ознакомилась с именами компаний, желающих получить в 30-летнюю концессию аэропорт Пулково. Оказалось, что заявок на конкурс подано всего три. “В условиях такого тяжелейшего кризиса крупнейший инвестиционный проект  получил мировое признание”, – радуется Матвиенко. “Это колоссальный успех – никто не ожидал, что претендентов останется трое. Часто отсев бывает больший”, – говорит источник в Смольном.

Таким образом, изначальный список претендентов сократился в три раза. В августе прошлого года был сформирован шорт-лист: из-за несоответствия условиям конкурса были отсеяны петербургская строительная фирма “Эллис” и консорциум в составе группы “Новапорт” и аэропорта Алма-Аты. А на прошлой неделе стало известно о том, что четыре компании, в прошлом году подавшие заявки, теперь передумали. Из гонки выбыли индийская GMR Infrastructure и турецкая TAV Airports – обе шли на конкурс самостоятельно, без участия российского партнера. Впрочем, уход TAV вызывает меньше всего вопросов – два месяца назад эта фирма выиграла тендер по реконструкции аэропорта Риги. А по условиям конкурса по Пулково победитель не может владеть или управлять аэропортами ближе 800 километров к Петербургу.

“Что касается индусов, то наиболее вероятная причина такого решения  – их собственные проблемы с бизнесом, вызванные кризисом”, – замечает источник, близкий к конкурсной комиссии. Германский транспортный гигант Hochtief (он шел на конкурс вместе с принадлежащей Виктору Вексельбергу группой “Ренова”) сошел с дистанции из-за того, что сомневается в перспективности проекта в нынешних российских экономических условиях, замечает источник, близкий к немецкой компании. Наконец, от борьбы отказалась австралийская группа Macquarie, создавшая консорциум с банком “Ренессанс Капитал”.

“Вряд ли причиной отказа этих компаний стало несовершенство конкурсной документации или бесперспективность Пулково, – рассуждает чиновник, знакомый с конкурсной процедурой. – Скорее всего, они оценили свои возможности в плане привлечения кредитов и траты собственных средств и поняли, что сейчас за проект лучше не браться. А прибыльность и высокая рентабельность Пулково очевидны – даже в его нынешнем состоянии. И риски у проекта минимальные”.

Впрочем, транспортники думают по-другому. “Из-за кризиса инфраструктурные объекты утратили привлекательность, вопрос – надолго ли. Петербург не исключение: сделанные до кризиса оценки пассажирооборота аэропорта теперь могут оказаться завышенными, – говорит представитель одной из крупных компаний на рынке авиаперевозок. Его слова подтверждает статистика Пулково: в этом году объем перевозок упал (см. справку).

Таким образом, к финишу конкурса, назначенному на 25 июня, продолжают двигаться три консорциума – ОАО “Петропорт-концессия” (оператор – австрийская Flughaven Wien AG, инвесторы  – газпромовская структура “Лидер” и “Газпромбанк”), “Невский аэропорт” (оператор – сингапурский Changi Airports, инвестор – структура “Базового элемента”) и “Воздушные ворота северной столицы” (оператор – германская Fraport AG, инвестор – VTB Bank Europe PLC).

Такая расстановка сил говорит о том, что городские власти то ли преследуемы злым роком, то ли просто постоянны в инвестиционных вкусах, но Смольному никак не удается бросить привычку класть все яйца в одну корзину и выбирать в партнеры государственные или близкие к власти компании. И какой бы крупный конкурс ни проводили в городе, можно почти всегда надеяться и верить в то, что в нем победит структура либо “Базэла”, либо “Газпрома”, либо, на худой конец, ВТБ.

Для каждого из этих гигантов Пулково станет далеко не первой и даже не второй победой в Петербурге. Монополизированность городской экономики после этого только усилится. Уже сейчас “Газпром” контролирует в городе почти всю энергетику, “Базэл” и ВТБ поделили крупные девелоперские проекты.

“Базэл”, несмотря на свои огромные долги, по-прежнему пользуется доверием в финансовых кругах и может привлекать деньги”, – говорит чиновник Смольного. В консорциуме Олега Дерипаски ведущая роль принадлежит сингапурскому аэропорту, объясняет собеседник в одной из крупных компаний на  рынке авиаперевозок. “Именно Changi Airports хочет работать в Петербурге, но он ясно понимает, что ему не попасть на российский рынок  без мощного российского партнера”. “Структуры “Газпрома” очень хотят победить и активно работают в этом направлении”, – добавляет источник в городской администрации.

По его данным, основная борьба на последнем этапе конкурса развернется между “Лидером” (за которым стоят “Газпром”  и близкий к Владимиру Путину бизнесмен Юрий Ковальчук) и “Базэлом”. Валентина Матвиенко говорит, что победителем будет выбран тот консорциум, который предложит городу наибольшее роялти – ежегодное отчисление в городскую казну от деятельности Пулково, который сейчас почти не приносит Петербургу доходов. Чиновник, знакомый с ходом конкурса, отмечает, что город не собирается вкладывать в проект ни копейки – все инвестиции должен привлечь концессионер.      


___________________________________________________________

 СПРАВКА: 

Кто летает через Пулково

В январе-апреле 2009 года пассажиропоток Пулково упал на 13,6% против января-апреля 2008 года. В страны дальнего зарубежья улетело и вернулось 625 тыс. человек (на 12,9% меньше), в стране СНГ  – 130 тыс. человек (на 1,2% меньше), внутри России  – 780 тыс. человек (на 15,8% меньше). Чисто взлетов и посадок снизилось на 12,6% до 23 тыс. 694.

Что хотят построить в Пулково

Терминал на 22 миллиона пассажиров за 30 – 35 миллиардов рублей (докризисные расчеты). Победитель получит аэропорт в управление на 30 лет. Смольный предполагает, что концессионер окупит инвестиции уже через 10 – 13 лет.

По данным трафик-консультанта конкурса компании ASM, пассажиропоток составит к 2039 году 43 млн пассажиров в год.

Аэропорт Пулково является третьим по величине аэропортом России. 100% акций ОАО “Аэропорт Пулково” находятся в собственности Санкт-Петербурга. Международный конкурс на его реконструкцию был объявлен в апреле 2008 года. Участник конкурса должен был иметь опыт строительства аэропортов, в последние три года управлять аэропортом с пропускной способностью не менее 10 млн пассажиров в год и не должен управлять или владеть аэропортом на расстоянии менее 800 км от Петербурга.