Главным событием недавнего координационного совета по развитию транспортной системы Петербурга и Ленинградской области стало обнародование двумя вице-губернаторами – Эдуардом Батановым и Михаилом Москвиным – нового списка дорог и мостов, которые надо построить в двух регионах в ближайшие годы и которые требуют софинансирования из федеральной казны.
Список от Петербурга выглядит так:
- Реконструкция участка автомобильной дороги М-10 «Россия» (Московское шоссе). Протяженность – 15 км. Обозначена как развитие автодорожной инфраструктуры в составе участка международного транспортного коридора «Европа – Западный Китай».
- Реконструкция автодороги А-180 «Нарва» от станции Лигово до Красного Села. Протяженность – 5,5 км. Здесь главное – развитие морского порта «Большой порт Санкт-Петербург».
- Реконструкция Ропшинского шоссе на участке от Санкт-Петербургского шоссе до административной границы города со строительством транспортной развязки на пересечении с железной дорогой Ораниенбаумского направления. Протяженность – 2,5 км. Служит для развития порта «Бронка».
- Реконструкция путепровода на пр. Энгельса. Для развития транспортных связей промзоны «Парнас».
- Реконструкция пр. Энгельса от ул. Михаила Дудина до КАД. Протяженность – 3,2 км. Для тех же целей.
- Реконструкция путепроводной развязки с подключением улично-дорожной сети Кронштадта к КЗС и КАД. Для ликвидации пробок при въезде в город-спутник.
- Строительство путепроводов в створе ул. Юннатов. Снова для порта «Бронка».
- Строительство транспортной развязки на пересечении Московского шоссе с Дунайским пр. Создаст дубль перегруженного южного участка КАД.
- Магистраль М-49 на участке от Приморского шоссе до развязки с ЗСД со строительством развязки через железную дорогу Сестрорецкого направления. Протяженность – 1,8 км. Дубль северо-западного участка КАД.
- Строительство Южной широтной магистрали. 1-й этап, протяженностью 5,7 км. Для соединения Волхонского шоссе и Московского шоссе. Снова для разгрузки КАД.
- Строительство путепровода через железнодорожные пути Сосновоборского направления в створе Морской ул. и Дворцового проспекта в Ломоносове. Ликвидация переезда.
Суммарный объем финансирования всех 11 пунктов составляет 48,5 млрд рублей. Из них Петербург просит у федерального бюджета 17,9 млрд рублей.
Областной список тоже внушительный. Кроме двух первых пунктов, остальные призваны связать областные новостройки с Петербургом.
- Новый мост через реку Волхов на подъезде к Киришам.
- Новый мост через реку Свирь в Подпорожье.
- Обход Мурина и Ново-Девяткина справа как продолжение Пискаревского проспекта до трассы на Матоксу.
- Часть ВСД от границы с Петербургом до Мурманского шоссе.
- Реконструкция участка дороги «КАД – Колтуши».
- Новый подъезд к Всеволожску от КАД с юга со стороны Янина.
- Подъезд к КАД от трассы М 11 «Нарва» как дальний обход Красного Села.
- Дорога от КАД до трассы на Матоксу как связь города и области после создания ТПУ «Девяткино».
Область оценила затраты на все проекты в 43 млрд рублей и попросила у федералов 40 процентов.
«Проекты нужные, но есть и более необходимые»
Илья Резников эксперт транспортного развития территорий института «Урбаника»:
– На первый взгляд, в списках нет ничего ненужного, но как только мы спрашиваем себя: а есть ли что-то более необходимое, – возникает много вопросов. Почему именно сейчас нужно построить развязку на пересечении Дунайского проспекта и Московского шоссе, настойчиво предлагаемую городом? По моему мнению, основная проблема на этом перекрестке была решена еще тогда, когда построили КАД от Московского до Пулковского шоссе, а также Витебский проспект довели до Шушар. Проблемных перекрестков подобных этому в городе и на его стыке с Ленобластью – масса. Так почему выбрали именно этот?
Или – предлагают реконструировать участок проспекта Энгельса вместе с путепроводом в районе Парнаса. Нужное дело? Да, нужное. Но вопрос в том, куда упрется поток автомобилей, следующий с расширенного путепровода при движении на юг. Ответ – он упрется в не менее проблемный соседний перекресток Энгельса и Просвещения.
Есть и некоторые прямые противоречия. Область предлагает строительство прямой связи Таллинского шоссе с КАДом по своей территории (глубокий обход Горелова и Красного Села) – логичное решение. Город параллельно предлагает реконструировать основное направление Таллинского шоссе внутри Горелова и Красного Села. Причем обоснования оба субъекта выдвигают похожие – нужно улучшить выезд в направлении Эстонии и порта Усть-Луга. Если так – то это прямое дублирование. Хотя город мог бы заявить приоритетным не логистику, а необходимость улучшения транспортной ситуации внутри Горелова и Красного Села, что нужно не транзитным грузовикам, а жителям этих мест.
Если говорить о списке области, то однозначно правильные мероприятия – реконструкция Колтушского шоссе и дополнительная дорога к южной части Всеволожска.
Два моста (через Свирь и через Волхов) – не про развитие, они вынужденные, пусть и важные.
Восточный обход Мурина и Девяткина в створе Пискаревского проспекта – хороший проект, только город со своей стороны «забыл» о необходимости как-то реконструировать пересечение Пискаревского проспекта и улицы Руставели, без которого эта магистраль остается «недоделанной».
Область предлагает западный обход Мурина в створе Гражданского проспекта. Нужный проект. Только он не обеспечивает связи Мурина с Петербургом (только с КАД). Город по-прежнему считает, что прямая связь с Мурино будет губительной для Гражданского проспекта (и скорее, прав в этом), но и альтернатив тут не предложено.
Вывод ВСД в Ленобласть и связь этой магистрали с Мурманским и Колтушским шоссе. Планы по строительству ВСД пока остаются планами, и денег на эту петербургскую «супермагистраль» не спешат дать ни федералы, ни частные инвесторы. Можно спорить о том, нужен ли городу именно ВСД, а не какие-то альтернативные проекты. Но область уже нацелилась именно на этот проект.
На мой взгляд, в первую очередь необходимо развивать общественный транспорт, потому что его провозная способность может быть даже выше, чем у скоростных автодорог, и при ежедневных поездках именно им пользуется большинство населения города и пригородов.
Наиболее очевидные проекты в таком случае могут быть: строительство метро в Кудрове (с электродепо для 4-й линии) и на юго-запад Петербурга; строительство трамвайных линий в Западное Мурино, Бугры, «Северную Долину» и интеграция их в трамвайную сеть города; строительство трамвая в Колпине с его подключением к трамвайной сети Купчина.
Всё перечисленное не означает, что нужно перестать финансировать строительство улиц и дорог, но логика этого строительства должна быть подчинена необходимости развития общественного транспорта.
Маленькая, но скандальная дорога на границе регионов
Оптимисты ожидали, что «на полях» координационного совета будет обсуждаться конфликтная ситуация между жителями областного ЖК «Новое Мурино» и городского «Новая Охта». Они «пристыкованы» друг к другу вдоль границы двух регионов. Сейчас областные жители попадают на КАД и в Петербург по «временной технологической дороге» через пока не построенную городскую школу; эта дорога была создана строителями ЖК «Новое Мурино» для своих целей и должна была быть демонтирована. Горожане протестуют и жалуются во все инстанции.
Но никакой новой информации о прогрессе в переговорах, которые ранее уже зашли в тупик, не появилось. Город и область по-прежнему не могут договориться о варианте, который бы устроил все стороны.
Илья Резников, эксперт института «Урбаника», проблему с ЖК «Новое Мурино» видит так:
– Действительно, огромный микрорайон был построен практически без нормальной транспортной схемы и выездов. Фактически он расположен «на задах» деревни, между старой усадебной застройкой и границей Петербурга.
К ЖК «Новое Мурино» подходит Садовая улица деревни Мурино, которая соединяет его напрямую с Токсовским шоссе. Улицу эту недавно реконструировали, положили на ней асфальт, построили тротуар, с Токсовским шоссе сделан нормальный перекресток со светофором и возможностью выехать с нее в сторону города. Только ЖК «Новое Мурино» отгорожен от этой улицы забором. Да, конечно, Садовая улица узковата, идет через усадебную застройку и т.д. Но она могла бы быть и односторонней, позволяя жителям Нового Мурина добираться в город. Именно такой вариант и предложил Петербург администрации Ленобласти совсем недавно, что вполне логично.
Область же тогда хотела договориться с городом о подключении Нового Мурина к аллее Евгения Шварца. От дальних корпусов ЖК до аллеи Евгения Шварца менее 100 метров. Только аллея эта пока не построена, тогда как подсоединить ЖК к Садовой улице деревни Мурино можно хоть завтра.
На мой взгляд, в итоге должны быть оба выезда – через Садовую улицу на Токсовское шоссе и на аллею Евгения Шварца в «Новую Охту».
Вадим Шувалов