Почему отечественный лоукостер разлюбил Петербург?
С 1 апреля лоукостер «Победа» прекратит летать из Петербурга за границу. Авиаперевозчик назвал свое решение вынужденным, объяснив его обидой на пограничников «Пулкова». Не все участники рынка в это поверили. Зачем на самом деле «Победа» сократила присутствие в Петербурге?
Чистая прибыль «Аэрофлота» (чьей дочкой является «Победа») по итогам 2018-го упала в 10 раз и составила всего 2,8 млрд рублей. Чистая прибыль «Победы» сократилась почти в два раза – до 2,013 млрд рублей.
По данным Росавиации, в 2018 году «Аэрофлот» оказался в пятерке авиакомпаний, показавших снижение загрузки бортов (- 1,3%). При этом у «Победы» процент занятости пассажирских кресел также упал (- 0,1%) по сравнению с предыдущим годом.
На фоне ухудшения показателей задача их улучшить, очевидно, стала первоочередной для перевозчиков. О том, чтобы перебросить «петербургские» самолеты на летний сезон-2019 на популярные курортные направления, в «Победе», вероятно, задумались еще осенью прошлого года. Но почему-то уйти просто так, без шума и скандала, «Победа» не смогла.
По мнению Андрея Крамаренко, ведущего эксперта Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ, у «Победы» сложился «довольно истерический стиль общения с внешним миром».
– В компании любую проблему излагают в неконструктивном и довольно перевернутом виде, – полагает эксперт.
По официальной версии, озвученной «Победой» в середине января, досмотр ее самолетов пограничниками «Пулкова» стал занимать слишком много времени, что не устроило авиакомпанию. Это приводило к задержкам рейсов и урону для бизнеса. Чтобы избежать убытков, «Победе» пришлось отменить все международные вылеты из «Пулкова».
Версия кажется не очень правдоподобной, так как самолеты во всех российских аэропортах пограничники досматривают по единым правилам. Ни другие аэропорты, ни другие авиакомпании на похожие проблемы не жаловались.
«Победа» озвучила и неофициальную версию. Она тоже – странная. Якобы между гендиректором «Победы» Андреем Калмыковым и руководством Отряда погранконтроля «Пулкова» произошел личный конфликт. Калмыков потребовал сократить время досмотра, угрожая, что вообще уйдет из «Пулкова». В Погранслужбе ФСБ России не испугались. Тогда «Победа» обиделась и ушла.
Не все участники рынка поверили этим историям. Эксперты предлагают искать cui prodest – кому выгодно? По словам Андрея Крамаренко, причины происходящего в бизнесе обычно кроются в коммерческих интересах, а не в личных конфликтах.
– Если принимать все комментарии «Победы» за чистую монету, то наша картина мира выглядела бы очень странной. Я не исключаю, что компания нашла для этих самолетов более интересные направления. Если говорить о летнем расписании, то, условно говоря, рейсы из какой-нибудь Уфы в Сочи могут быть более прибыльными, чем из «Пулкова» в Кельн. Но, может быть, это какой-то инструмент давления на оператора аэропорта? А внешнему миру преподнесли это как истерику и конфликт с ФСБ, – полагает Крамаренко.
«Победа» начала формировать летнее расписание задолго до недавнего скандала с Погранслужбой в «Пулкове». Еще в ноябре 2018-го компания получила допуск на рейсы из Ростова-на-Дону в Стамбул и из Казани в Анталию. Тогда же «Победа» самостоятельно отозвала допуски на рейсы из Петербурга в Минск и из Петербурга в Штутгарт.
Недавно «Победа» озвучила летнее расписание. Больше всего новых направлений открылось из Казани: в Батуми, Минеральные Воды, Москву, Сочи, Анапу, Тбилиси и Петербург.
Из Самары появился дополнительный рейс в Москву.
Также «Победа» получила разрешение на полеты в Батуми из Краснодара, Перми и Екатеринбурга и еще – из Перми в Стамбул.
Пермь по количеству международных рейсов, выполняемых «Победой», переплюнула даже Петербург тех времен, когда еще лоукостер летал из «Пулкова» за границу. Сейчас дочка «Аэрофлота» летает из пермского аэропорта в Барселону, Вену, Гюмри, Кельн, Милан, Пизу, Стамбул – всего по 17 заграничным направлениям. В большинство из этих городов «Победа» прежде летала из Петербурга.
Недавно «Победа» устроила еще один скандал – теперь в Иркутске. По сути, он (скандал) повторил петербургский сценарий. 20 февраля авиакомпания заявила, что у нее с аэропортом Иркутска случился конфликт. Аэродромные службы отказались подчиняться требованиям «Победы». Поэтому она обиделась и ушла. И теперь «Победа» вообще никуда не будет летать из Иркутска. Полеты прекратятся в конце марта.
Источники утверждают, что к «Победе» стоит очередь из аэропортов, желающих заполучить себе лоукостера. Его приход позволяет сделать полеты в регион доступными, что стимулируют развитие экономики, рост туризма и улучшает имидж властей.
Эксперты гадают: какой аэропорт станет следующим, не устроившим «Победу».
Елена Роткевич