Что останется от «Золушки», когда ее раскрасят?

Раскрашенные «17 мгновений весны» и «В бой идут одни «старики»» уже прошли по ТВ, а страсти не утихают. В интернете и СМИ общественность и специалисты продолжают спорить – надо ли было раскрашивать старые советские фильмы. Тем не менее, работа по раскрашиванию фильма Надежды Кошеверовой «Золушка» продолжается.

СПРАВКА:  

Первый в истории кинематографа раскрашенный фильм можно посмотреть на сайте Youtube.com. Это документальные съемки природы под названием Scenic in Pathe, датированные 1905 годом.

Первым цветным художественным фильмом можно считать The Toll Of The Sea (1922). Зрителям он не понравился – в первую очередь потому, что качество съемки оставляло желать лучшего. Первый полнометражный цветной фильм в Голливуде был снят в 1935 году. Назывался он “Бекки Шарп”.

В Советском Союзе первый цветной игровой фильм “Груня Курнакова” был снят годом позже – в 1936 году..

Продвинутые недовольные напирают на негативный американский опыт: в 1985 году американцы раскрасили “Касабланку”, и многие киноманы считают, что после раскрашивания даже Хэмфри Богарт, который по определению не мог играть плохо, имеет очень бледный вид. Мистики сравнивают “фильмы-раскраски” с кладбищенскими фотографиями на эмали. Раскрашивать старые фильмы – все равно что пытаться облагородить покойников.

Между тем, согласно мониторингу компании TNS, цветные версии картин “В бой идут одни “старики”” и “17 мгновений весны” оказались только чуть более востребованными, чем оригинальные черно-белые варианты.

В последние несколько дней ситуация накаляется еще и благодаря тому, что в СМИ просочилась информация о раскрашивании культовой сказки Надежды Кошеверовой “Золушка” (1947). Именно об этом мы и решили поговорить с Юрием ИВАНОВЫМ, директором компании “Ленфильм-Видео”, по инициативе которой была начата работа по реставрации и колоризации старой советской киносказки.

– Почему именно “Золушка”?

– На мой взгляд, это – главный шедевр детского кинематографа.

– Вы собираетесь раскрашивать и другие ленфильмовские шедевры?

– Да, но я не буду пока говорить, какие именно. Раз такая большая полемика развернулась вокруг этого дела, мы хотим присмотреться, понять, против чего народ выступает, – и подкорректировать наши планы. Правда, мы и так с осторожностью относились к выбору фильма. В случае с “Золушкой” нам показалось, что этот выбор люди смогут оценить.

– Почему?

– Потому что мы раскрашиваем очень хороший, но не цветной детский фильм. Хорошего детского кино у нас сейчас почти не снимают, а старые фильмы до наших детей, считайте, не доходят. Попробуйте поставить опыт и показать оригинальную “Золушку” ребенку: дети же просто не воспринимают черно-белое кино, не видят его. Им невозможно сказать – “сидите и смотрите” только потому, что это – шедевр.

– Но эта картина ценится и многими взрослыми. Причем – именно в ч/б.

– На взрослых рассчитана первая часть нашей работы. Потому что, прежде чем раскрасить “Золушку”, мы ее восстановили в идеальнейшем качестве. Но дети, боюсь, этого никогда не оценят. Для них мы ее и раскрашиваем.

– Помимо цвета, современные дети еще хотят, чтобы в кино были разные компьютерные штуки. Выставите?

– Конечно, никакие штуки мы в этот фильм вставлять не будем – за такое можно и по рукам получить.

– Говорят, у вас есть стенограмма каких-то заседаний того времени, которая и спровоцировала вас на колоризацию “Золушки”.

– Это наш самый главный козырь, который мы собираемся, если что, достать из кармана. Этих стенограмм – целых две. В первой, датированной 1946 годом, обсуждаются кинопробы “Золушки”. На заседании присутствовали абсолютные монстры того времени: Сергей Герасимов, Михаил Ромм, Иван Пырьев, Сергей Васильев – солидная компания. Практически каждое выступление заканчивалось словами, что хорошо бы это кино снять в цвете. Но это было практически нереально – цветное кино тогда очень дорого стоило. Пленка была только импортная. В цвете тогда могли появиться только очень нужные партии фильмы, а никак не “Золушка”. Да и во время проб никто не подозревал, что получится такой шедевр. Вторая стенограмма уже была сделана во время приемки фильма. И там уже более уверенные слова звучат о том, что снимать надо было только в цвете. Поэтому мы считаем, что, раскрашивая “Золушку”, занимаемся восстановлением исторической справедливости. То есть я, на самом деле, зря говорю “мы”. Основную работу по колоризации и реставрации фильмов провела московская компания “Крупный план”.

– Насколько дорогостоящее занятие – раскрашивать “Золушку”?

– Это очень дорогая штука. Но поскольку мы собираемся этим делом заниматься и дальше, последующие проекты будут дешевле.

– Раскрашивание больше или меньше бюджета самой картины?

– Мне очень трудно переводить в современную плоскость послевоенные деньги. Могу сказать, что затраты на колоризацию и реставрацию соизмеримы с бюджетами наших современных телесериалов. Хотя наша работа сохранится явно дольше.

– Когда начинали работу, вы не боялись испортить “Золушку”?

– Нет. Если есть большое желание, возможности, экономическая поддержка, любовь к этой картине, то просто не может получиться плохо.

– Я спрашиваю потому, что говорят, в России нет нормальных ресурсов для качественного восстановления и колоризации кино.

– А мы и не в России раскрашиваем. Этим занимается американская компания Regent Films – организация, которая раскрасила уже более 200 фильмов.

– Там же, насколько я знаю, раскрашивали и “В бой идут одни “старики””. Вам понравился результат?

– Не понравился – как и “17 мгновений весны”, и в первую очередь из-за качества. У них была цель именно раскрасить фильмы, а не отреставрировать их. Мы же сначала  отреставрировали пленку. То есть у нас есть цифровой материал, с которого мы напечатаем черно-белую пленку, которую передадим в “Госфильмофонд”. И эта пленка будет значительно лучше оригинальной. Кстати, в стенограмме, посвященной приемке “Золушки”, много возмущаются качеством оригинальной пленки. Так вот, у нас это качество будет идеальным. Как будто это свежеотпечатанный фильм. Чего нельзя сказать ни о “Стариках”, ни о “Штирлице”.

– У зрителей нет претензий к качеству пленки, на которую сняты эти картины. Они возмущены самим фактом раскрашивания фильмов.

– Для меня вообще выбор фильмов, сделанный и Первым каналом, и “Россией”, весьма спорен. Мы когда выбирали свой фильм, даже близко не подходили к вещам, о которых могут вестись столь жаркие споры. Многие фильмы не подходят для раскрашивания. Зачем лишний раз дразнить людей старшего поколения? Если детям не объяснить, что черно-белая “Золушка” отличный фильм, потому что там Раневская гениально играет, то взрослые люди могут хорошее кино и в ч/б посмотреть.

– А черно-белая копия для народа сохранится?

– Это, извините, глупый разговор. В любом телевизоре можно выключить цвет и смотреть в ч/б все, что угодно. Никто до этого почему-то не дошел. Не нравится голая задница – отвернись. Не нравится раскрашенное кино – переключи телевизор в черно-белый режим. О чем тут говорить-то?

– Вы планируете выпустить обновленную “Золушку” в кинопрокат?

– Да. Мы сможем для проката напечатать с цифрового носителя цветную пленку с полноценным звуком. А вот будет кому-то нужен сам прокат или нет – не знаю. Если прокатные организации заинтересуются этим, то народ явно пойдет. Хотя, конечно, и не в таких количествах, как на “Обитаемый остров”.

– Когда мы увидим  раскрашенную “Золушку”?

– Не очень скоро, поскольку работа очень кропотливая. Мы предполагаем закончить в октябре и будем пытаться показать ее зрителю.

– Вы в курсе, что питерские коммунисты собираются вас пикетировать за раскрашивание “Золушки”?

– Как здорово! Будет очень интересно посмотреть на них, когда я расскажу им о мнении таких великих участников компартии, как Пырьев, Бабочкин, Ромм. Пусть пикетируют – флаг им в руки. Если раньше они не представляли цветную Раневскую, то скоро они ее не только представят, но и увидят на экране.      

___________________________________________________________
 Оппонент:  

“Они будут менять диалоги и перекраивать сюжет”

Член общественной организации “Коммунисты Петербурга и Ленобласти” Сергей Малинкович две недели назад выступил инициатором создания движения против колоризации и искажения советского кино. А перед этим питерские коммунисты решили судиться с телеканалом “Россия”. Малинкович считает, что, показав раскрашенного “Штирлица”, телевизионщики нанесли поклонникам картины серьезный моральный ущерб.

– Если с “Россией” вы намереваетесь судиться, то как будете бороться с “Ленфильмом”, решившим раскрасить “Золушку”?

– Мы связались с представителями польской компартии для того, чтобы они помогли нам найти родственников Янины Жеймо – это может быть полезным. Правда, польские товарищи пока не очень понимают актуальность проблемы. Но обещали помочь. Также мы собираемся пикетировать “Ленфильм”, привлекать известных людей к нашему движению.

– И кто же из российских звезд вас уже поддержал?

– Элина Быстрицкая, Елена Драпеко, Татьяна Доронина, Николай Губенко. Также мы рассчитываем на участие в нашем деле представителей альтернативного Союза кинематографистов. Эти люди, конечно, не могут нам помочь юридически, но серьезную моральную поддержку уже оказывают.

– А как обстоят дела с вашим иском к телеканалу “Россия”?

– Пока мы с нетерпением ждем ответа Мосгорсуда. Но наша почта нерасторопна. И если еще через неделю-две письмо не дойдет до адресата, мы будем ходить с квитанцией об отправке по почтовым отделениям и спрашивать уже с них. Я понимаю, что наше недовольство не очень нравится властям и что суд мы вряд ли выиграем. Но бороться с раскрашиванием советских фильмов мы все равно будем.

– Вас не смущает, что Татьяна Лиознова лично дала добро на раскрашивание “17 мгновений” и что у “Ленфильма” есть стенограмма заседания, на котором Ромм, Пырьев, Герасимов и другие гении советского кино говорили о необходимости снимать “Золушку” в цвете?

– Сразу хочу поставить под сомнение подлинность этой стенограммы. Зная, какие господа сейчас заправляют “Ленфильмом” и во что они превратили студию, я считаю, что стенограмма сфальсифицирована. Поэтому мы будем требовать ее экспертизы. Что касается Татьяны Лиозновой, то она не является стопроцентным правообладателем. “17 мгновений” снимали на киностудии им. Горького по госзаказу и на государственные деньги. Так что единолично распоряжаться фильмом она не имеет права.

– “17 мгновений” задумывался как черно-белое кино. Но, может, “Золушка” в цвете выиграет?

– Дело не только в раскрашивании. “17 мгновений” еще и серьезно отредактировали. Оттуда убрали массу вещей – от лирических до исторических и политических моментов. Не говоря уже об искажении фамилий актеров в титрах. Так что из “Золушки” тоже может много чего исчезнуть – например, критика монархии. Мы убеждены, что они будут менять диалоги и перекраивать сюжет. Поэтому простор для судебных исков будет очень большой. Я даже думаю, что если “Золушку” выпустят в прокат, то найдутся люди, которые кинут в это цветное безобразие банку с майонезом. Конечно, наша организация к этому не призывает и отвечать за такие поступки не будет. Но мы предупреждаем – такое может произойти.