Лох и трон – это не навсегда

На Петербург надвигается губернаторская избирательная кампания. И в этой связи многие просвещённые петербуржцы задаются резонным вопросом – а на черта нам эти выборы? Разве могут выборы без выборов быть полезны?
Отвечу неожиданно, в том числе для самого себя: могут! Но только если они вообще не будут похожи на выборы.


Чтобы быть интересной и полезной горожанам, ближайшая губернаторская кампания должна превратиться в одну большую общегородскую политинформацию, которая, в свою очередь, может стать (хотя может и не стать) толчком к пробуждению и прочищению петербургского гражданского мозга, покрытого многолетней известковой коркой пополам с паутиной.
Кандидатам от оппозиции нет нужды на этих выборах думать о шансах на победу. Более того, как только оппозиционеры начнут прикидывать в уме свои нищебродские пользы и выгоды, в этот же самый момент испарятся даже самые призрачные надежды на сбой кремлёвского лохотрона. Ибо лохотрону только этого и надо – чтобы марионетки отпущения пыжились и что есть сил изображали из себя «настоящих серьёзных политиков». То есть добровольно-принудительных политических кастратов.
Сломаться же лохотрон может только в одном-единственном случае – если народ всколыхнётся. Но народ всколыхнётся только если протестные кандидаты заденут его, этот самый народ, за живое. А не будут в очередной раз  скруглять свои программы, речи и лозунги «применительно к подлости».
У Петербурга есть своё гражданское лицо. Оно ярко высветилось в эпоху Перестройки, оно никуда не делось и потом, просто его не умывали три десятка лет кряду и к зеркалу не поворачивали. В основе петербургской гражданственности – петербургский культурно-исторический код. Если хотите, код петербургской цивилизации, отличающий наш город от любого другого города и региона не только мира, но и России. В основе любой цивилизации – то, что для неё является святым и неприкосновенным. И у петербуржцев такие святыни тоже есть. Именно в их защиту горожане, как показывает жизнь, способны практически стихийно выходить на улицы и протестовать. И добиваться – хотя, увы и не всегда – победы над прибывшими в наш город «на ловлю званья и чинов» временщиками.
Что это за ценности?
Это, прежде всего, – сам город. Его прекрасная – на всём протяжении исторического центра, в каждом из 15 тысяч зданий старого города! – архитектура, в которой соединилось великолепие классицистических канонов – и трагизм запечатлённой памяти о пережитых этими домами и городом в целом страданиях и катастрофах.
Это – вся великая петербургского культура, начиная от хранилищ – библиотек, музеев, архивов – и продолжая витающей в петербургском воздухе живой тканью воспоминаний о былом и безостановочной художественно-философской рефлексией, присущей каждому, кто хотя бы однажды осознал себя петербуржцем, а не просто случайным поселенцем условных «Ржевки» или «Купчаги».

Это – память о Блокаде. И память обо всех преступлениях против нашего города, которые совершила кремлёвская держава в минувшем столетии. И отсюда – особая чуткость к вопросам защиты прав человека, прежде всего, от полицейского произвола.
И вот если кто-то из кандидатов сможет превратить свою предвыборную кампанию в широкомасштабную акцию общепетербургского гражданского пробуждения, если сумеет дать горожанам шанс не только почувствовать себя петербуржцами, но и осознать свой «цивилизационный код», объединиться на базе того, что объединяет из всех, независимо ни от каких политических предпочтений, – этот кандидат и победит. Не сегодня, так завтра. И сумеет в итоге и от снега город очистить, и от всей прочей налипшей и наслоившейся на него за истекшие десятилетия грязи.
Вопрос лишь в том – есть ли такой кандидат?

Даниил Коцюбинский