Финская виза стала таким же петербургским специалитетом, как белые ночи, корюшка и «Зенит». Сотни тысяч обитателей Петербурга перманентно озабочены получением этой самой визы и ее дальнейшей эксплуатацией. В городе сложилась субкультура поездок «в Финку». С легендами и мифами, окружающими финское консульство.
От приграничных Иматры и Лаппеенранты до Хельсинки во всех платяных магазинах в примерочных висят писанные по-русски извещения о ведущемся видеонаблюдении с последующей сдачей негодников полиции, а также просьбы отнести примеряемое на место. Во всех заведениях общепита имеется русское меню. Торговля также перевела ценники на язык родных (нам) осин. На форуме сайта “Едем в Финляндию” какой-то добрый человек выложил свои путевые заметки: в какой день и время на каком пограничном переходе сколько он стоял, сколько было машин, и т. д. – остается только написать компьютерную программу, которая рассчитывала бы скорость движения очереди с учетом пересменки пограничников и таможенников.
Что же такого петербуржцы позабыли в Суоми?
Вообще говоря, в Финляндии и самой по себе – немало достоинств. Там чисто, красиво, безопасно, а во многих местах, вопреки утверждениям ленивых и нелюбопытных сограждан, еще и интересно. Однако огромное количество пересекающих границу делают это не ради означенных благ и радостей, но – для того лишь, чтобы пересечь границу. То есть “размочить визу”. Известно, по правилам Шенгенской зоны первая граница, которую ты пересекаешь со свежей многоразовой визой, должна быть границей страны основного пребывания, или, как ее еще называют, ответственной страны. Поэтому, если у тебя финская виза, чтобы ехать с ней в Швецию, Грецию и Венецию, надобно прежде оказаться в Финляндии. А виза у большинства петербуржцев – финская, поскольку финны, в отличие от прочих консульств стран – членов Шенгенского договора, не требуют никаких приглашений, справок, ваучеров, расписок кровью etc., а всего лишь правильно заполненную анкету.
Но, получив с такой неслыханной легкостью вожделенный многоразовый Шенген, хочется проделывать это снова и снова. И тут соискатель визы попадает в плотный туман мифов и легенд, окружающих финское консульство. Вам расскажут про знакомых, которым не дали новую визу, потому что они провели две недели в Испании и всего два дня в Финляндии. И про тех, кто сказал пограничнику, будто едут погулять по Хельсинки, а у них нашли билет на самолет в Испанию и завернули их на границе. И как финская таможня обнаружила у кого-то сверхнормативные водку и табак и тут же занесла злоумышленников “в компьютер”. И даже как кто-то умудрился неправильно погладить пограничную служебную собаку, а та в ответ… Говорю же: субкультура.
Некоторые из этих мифов прокомментировал и развеял в прилагаемом интервью г-н генеральный консул Финляндии в СПб. Но я немного о другом – меня восхищает гениальная предприимчивость финнов. К примеру, Израиль с 20 сентября прошлого года отменил визы для россиян, полагая, что это приведет к увеличению туристического потока. Так и вышло (как сообщил первый секретарь посольства Израиля в России Болеслав Ятвецкий, за весь 2007-й на землю обетованную приехало 195 тысяч наших туристов, на конец 2008-го — уже 300 тысяч). Суоми же, наоборот, подсадила Северо-Запад России на визовый крючок: надо – не надо, а поедешь в Финляндскую Республику.
Сначала – “открывать” визу. Потом из всех авиакомпаний ты выберешь Finnair, не только потому, что она недурна, но еще и потому, что, улетая из Хельсинки, ты приобретаешь визит в Финляндию, полезный в видах получения очередной визы. Потом в тех же видах ты отправишься пожить в финском коттедже, покататься на лыжах или, на худой конец, купить парочку товаров народного потребления. Ибо нет уже, кажется, в Петербурге человека, который не знал бы, что финский порошок отстирывает, финский отбеливатель отбеливает, а одна капля финского средства для мытья посуды отмывает гору этой самой посуды, не разъедает рук – в отличие от всего этого тех же транснациональных марок, но произведенного в менее тщательных странах.
Финны внесли драгоценный вклад в копилку человеческой цивилизации – это единственная за всю историю страна, где проблема национального меньшинства (шведов) решена так, что решение устраивает абсолютно всех. Этот опыт, увы, никто не воспринял. Но зато другой урок цивилизованности, кажется, Финляндия нам преподает не зря. Российским водителям по пересечении границы приходится ездить по финским правилам – а то опять-таки останешься без следующей визы. Этот предмет еще ждет исследователей-этнологов, но уже сейчас эмпирический опыт показывает, что потихоньку все-таки отечественная водительская дикость хоть где-то, хоть чуть-чуть, но уступает желанию “ездить как в Финляндии”.
_____________________________________________________________
Генеральный консул Генерального консульства Финляндии в Петербурге г-н Олли ПЕРХЕЭНТУПА ответил на вопросы “Города 812”:
– Сколько однократных и многократных виз выдает визовый отдел Генерального консульства?
– 525 тысяч виз в прошлом году. Каждая страна Европейского Союза имеет свое миграционное законодательство. Действующее соглашение между ЕС и Россией, регламентирующее визовые процедуры, предоставляет широкие возможности для их облегчения. И Финляндия использует эти возможности больше, чем другие страны Евросоюза. Мы приветствуем россиян в Финляндии – бизнесменов, туристов, и не хотим никак ограничивать их въезд.
– Виза стоит 35 евро, в сумме получается почти два миллиона. Как расходуются эти деньги?
– Оформлением виз у нас занимаются сто человек, плюс еще двадцать работают на приеме документов. Деньги, которые россияне платят за визу, идут на зарплату сотрудникам, а поскольку наше консульство работает эффективно, часть полученных средств отправляется в Хельсинки и идет на поддержание всей визовой системы страны.
– Сколько поездок в Финляндию совершают россияне по финским визам?
– В прошлом году россиянами было совершено 2,5 – 3 миллиона поездок в Финляндию.
– Сколько денег они оставляют в Финляндии?
– В 2008 году россияне купили товаров и услуг (туристических, транспортных, гостиничных) на 500 миллионов евро. Это составляет 5 – 6% от финского экспорта в Россию, так что можно сказать, что туризм из России имеет достаточно большое значение для финской экономики. Есть основания полагать, что туристический поток будет возрастать. В декабре-январе, когда рубль дешевел, россияне стали отказываться от дальних поездок на отдых – в пользу близлежащей Финляндии. В первом квартале этого года общее число пересечений границы уменьшилось на 4%, но при том поток едущих через пограничный переход Торфяновка – Ваалимаа упал на 20%, а через Светогорск – Иматру, наоборот, вырос. То есть меньше стало тех, кто едет в Хельсинки, чтобы лететь в другие страны, и больше тех, кто едет именно в саму Финляндию. Таким образом, кризис оказался в этом смысле нам на пользу.
– Вокруг этих пограничных переходов сложилось множество мифов: “финны не любят это”, “финны не любят то”. На чем они основаны – ведь не должно быть “любви” и “нелюбви”, если есть точная регламентация? Тем более в Финляндии, имеющей репутацию самой антикоррупционной страны в мире.
– Да, Финляндия обычно находится на первом-втором-третьем месте по этому показателю, ниже третьего мы никогда не опускались. Например, у нас в министерстве образования вскрылось дело о предоставленных сотрудникам бесплатных билетах на чемпионат по футболу – вот и вся финская коррупция. Или меня одна фирма пригласила на оперный фестиваль в Савонлинне – но я не имею права принять такой подарок, это будет считаться взяткой.
Что касается поведения пограничников – бывают ситуации совершенно ясные и однозначные, а бывают такие, где возможна различная интерпретация. Но главным остается правило о стране основного пребывания – если вы просите визу у Финляндии, значит, страной основного пребывания должна быть Финляндия. Поэтому и запрашивая визу, и на границе надо всегда говорить правду о цели своей поездки. 85 – 87% виз, которые мы выдаем, – многократные, и всегда есть возможность проследить, как человек распорядился своей визой. В нашей компьютерной базе данных хранятся визовые истории за десять лет, а если нужно узнать истории более давние – они есть в архиве. Кроме того, у нас есть прямая компьютерная связь с Министерством внутренних дел, и пограничник всегда имеет возможность сравнить цель поездки, которую вы ему назвали, с той, которую вы указали в анкете при получении визы.
– Но я только что сдавал на визу новый паспорт, и у меня попросили старый – то есть моя “визовая история” проверялась по пограничным штампам?
– Проверить по штампам всего лишь проще технически, но если нужно – всю информацию можно получить, связавшись с МВД.
– Еще один распространенный миф – “если число дней, проведенных в Финляндии, меньше, чем в других странах, в следующей визе финны откажут”. Это так?
– Шенгенское соглашение четко не регламентирует, сколько именно времени нужно провести в стране основного пребывания. Кроме того, невозможно проверить, сколько дней в какой стране вы провели, если вы путешествуете по шенгенской зоне, где нет пограничного контроля. Поэтому финская интерпретация состоит в том, что мы обращаем внимание не на количество дней, а на количество визитов в Финляндию. И если количество визитов в Финляндию меньше, чем в другие страны, в следующей визе вам действительно могут отказать.
– А сколько вообще отказов в визе?
– Меньше 2% от количества запросов. Но основная причина отказа – совершенные на территории Финляндии дорожно-транспортные происшествия и неоплаченные штрафы за них. Однако если нарушение серьезное, и штрафа недостаточно, полиция наложит годовой запрет на вождение машины – соблюдение этого запрета трудно контролировать, так что нам проще не дать визу на этот год.
– Если Шенгенское соглашение одно на всех, почему Финляндия делит годовую визу на полугодия, и в визе стоит количество дней, которые можно провести в Финляндии в течение полугода, а многие другие страны такого деления не признают и полагают, что это число дней – на весь год?
– В данном вопросе Финляндия руководствуется общей консульской инструкцией для дипломатических представительств и консульских служб стран Шенгенского соглашения.
– Можно ли говорить о цивилизующем влиянии финских стандартов поведения на российских автомобилистов, пассажиров, покупателей и т. д.?
– Пятнадцать лет назад, когда я впервые оказался в Петербурге, ни одна машина не пешеходном переходе пешеходов не пропускала. Хотя тогда российские водители, которые уже ездили в Финляндию, признавали: там удобно, спокойно и экономно устроено дорожное движение, так, что даже огромные машины никому не мешают. А сейчас и у вас автомобилисты пропускают пешеходов – трудно сказать, есть ли тут именно финское влияние или вообще влияние уже приобретенного россиянами за эти годы европейского опыта. Но Петербург – огромный мегаполис, и тут все равно никогда не будет такого движения, как в Хельсинки.