Самое загадочное в произведениях Конан Дойла о Шерлоке Холмсе – это отношения Холмса с доктором Ватсоном. Масса вариантов перепробована исследователями: 1) Холмс и Ватсон – просто мужчины, которых связывает дружба без подтекстов; 2) Холмс и Ватсон – геи; 3) Холмс – гей, Ватсон – нет; 4) Холмс – «сексуальный аутсайдер» (выражение Н. Реннисона), Ватсон – ищущий партнеров юноша. Решили мы в этой истории разобраться.
Вместе с художником Богорадом продолжаем напоминать народу, какие книги он в детстве читал, но забыл, что там написано. После “Кроликов и удавов” Искандера приступаем к “Шерлоку Холмсу” Конан Дойла.
Что мы знаем: Шерлок Холмс и Джон Ватсон прожили вместе в одной квартире на Бейкер-стрит, 221b минимум 16 лет.
Доктор Ватсон дважды уходил от Холмса к другим женщинам. Один раз к Мэри Мортсен (умерла через 4–5 лет после свадьбы). Ватсон вернулся к Холмсу, спустя 7 или 8 лет ушел еще раз – имя второй пассии Ватсона неизвестно. Детей у него не было.
Шерлок Холмс к женщинам интереса не проявляет. Из этого многие исследователи выдвигали предположение, что Холмс и Ватсон – голубая пара. Возможно, и две женитьбы Ватсона – для отвода глаз.
Потому что быть голубым в Британии в то время было крайне опасно. С 1533 года в Англии действовал «Акт о содомии», предусматривавший смертную казнь за мужскую любовь. В 1828 году появился «Акт о преступлениях против личности», за гомосексуализм все еще полагалось повешение. В 1861 году смертную казнь для геев заменили на заключение на срок не менее 10 лет. Еще в 1952-м это продолжало действовать: по обвинению в гомосексуализме был арестован математик Алан Тьюринг. Ему предложили выбор: тюрьма или химическая кастрация. Он выбрал второе. В 1954 году Тьюринг принял цианистый калий и умер. В 2013-м Елизавета II его помиловала.
И вот в таких жутких условиях вынуждены были раскрывать преступления молодые симпатичные англичане. При этом они не слишком скрывали своего совместного проживания. Почему?
Потому что не все в этой паре были мужчинами – нашел ответ писатель Рекс Стаут. Ватсон была женщиной.
В чем странность рассказов о Холмсе? – рассуждал Стаут. В том, что мы никогда не видим, как он ложится в постель. Некто Ватсон, автор записок, подробно описывает все мелочи домашнего быта на Бейкер-стрит – но ни разу не показывает, как Холмс отходит ко сну. Может быть, у Холмса была вставная челюсть?
Стаут отбрасывает эту версию и приходит к другому выводу. В «Этюде в багровых тонах» он обнаружил такой текст: «Редко когда он ложился спать после десяти вечера, а по утрам, как правило, успевал позавтракать и уйти, пока я еще валялся в постели».
Так может говорить только женщина о мужчине! Перечитайте это новыми глазами: «Редко когда он ложился спать после десяти вечера, а по утрам, как правило, успевал позавтракать и уйти, пока я еще нежилась в постели».
Тут еще надо помнить, что это в русском языке из глаголов понятно, кто говорит: мужчина или женщина. А в английском глаголы в мужском и женском исполнении звучат одинаково.
Другие цитаты из Ватсона:
«Читатель, пожалуй, сочтет меня отпетой охотницей до чужих дел, если я признаюсь, какое любопытство возбуждал во мне этот мужчина и как часто я пробовала пробить стенку сдержанности».
«По-моему, я самая многострадальная из смертных».
«Я вскочила и несколько секунд смотрела на него в немом изумлении, а потом, должно быть, потеряла сознание».
«Не раз по моей просьбе он играл мне “Песни” Мендельсона…»
И нас хотят уверить, что это написал мужчина! – восклицает Стаут. – Можете вы представить себе, чтобы мужчина просил другого мужчину сыграть ему на скрипке «Песни» Мендельсона?
Стаут приходит к выводу, что и исчезновение Холмса (о котором известно только со слов Ватсона) было уходом от нее. И возвращением со словами: «Я решил попробовать снова, Ватсон».
Это версия Рекса Стаута. Но чем менее логичен вариант, в котором не только Ватсон была женщиной, но и Холмс тоже. Это объясняет их отношения ничуть не хуже. Симпатичная розовая пара.
И что приятно для Конан Дойла – это позволяет внести книги о Шерлоке Холмсе в список гендерно непредвзятых произведений. Есть такой тест, придуманный американкой Элисон Бекдел. Художественное произведение считается гендерно непредвзятым, если в нем есть хотя бы два женских персонажа, которые беседуют между собой о чем-нибудь, помимо мужчин.
Ровно об этом и говорят мисс Холмс и мисс Ватсон все время.
Сергей Балуев