В чью пользу премьер Путин решил проблемы города Пикалево?

Разбившийся Шалтай-Болтай, которого вся королевская рать не могла собрать полгода, был лично склеен королем всего за пару часов. Понадобился всего один визит Владимира Путина в Пикалево, чтобы рабочим выплатили всю зарплату, а собственники предприятий договорились возобновить работу. Вопрос теперь только в цене, заплаченной за премьерский триумф.

        Губит людей вода (горячая)

Как помнят все досужие наблюдатели, проблемы в Пикалеве начались еще в прошлом году. Три градообразующих предприятия “БазэлЦемент-Пикалево” (принадлежит “Базовому элементу” Олега Дерипаски), “Пикалевский цемент” (принадлежит крупнейшему в России производителю цемента “Евроцемент групп”) и химическое предприятие “Метахим” (принадлежит “СевЗапПрому”) остановились из-за разрыва производственной цепочки.

Цепочка эта состояла в том, что “БазэлЦемент”, до недавнего времени называвшийся “Пикалевский глиноземный завод”, получал из Мурманска от “Апатита” руду, производил из нее глинозем (сырье для добычи алюминия), а отходы производства поставлял “Пикалевскому цементу” и “Метахиму”. Первый делал из них, как несложно догадаться, цемент, а второй – соду.

Осенью “БазэлЦемент” прекратил работу, поскольку не сошелся в цене с поставщиками руды. Соответственно, остальные предприятия тоже остались без сырья. Структуры Олега Дерипаски заявили, что производить один только глинозем не выгодно, и они сами станут делать цемент, для чего начали перепрофилировать производство. “Пикалевский цемент”, получавший таким образом удар в спину, стал искать другие источники сырья. Но пока суд да дело, производства были остановлены, а рабочих предупредили о грядущих сокращениях.
Зимой пикалевцы несколько раз митинговали, общались с губернатором, депутатами Думы, представителями официального профсоюза и пр. Им обещали запустить производство, но дело с мертвой точки не двигалось. Все так и продолжало бы вяло тянуться, если бы в один прекрасный день, 16 мая, пикалевцам не отключили горячую воду, поскольку у местной ТЭЦ, входящей в комплекс глиноземного завода,  образовался долг в 150 миллионов рублей перед поставщиками газа. И тут они вышли на улицы.

Настоящий шок областные власти испытали, когда толпа разгневанных горожан выбила дверь и ворвалась в помещение местной администрации, где шло совещание как раз по поводу горячей воды. На беду, это совещание снимали журналисты 100ТВ, и в тот же день маленький бунт, о котором никто никогда не узнал бы, стал достоянием общественности. Валерий Сердюков выделил деньги на погашение долга за газ, но едва этот вопрос был улажен, как забастовали работники котельной, которым не платили зарплату. На каковой факт немедленно обратили внимание сторонники конспирологической версии.

А в минувший вторник жители Пикалева перекрывали на 6 часов трассу на Вологду (единственную проходящую через их город), чем вызвали пробку на сотни километров.

И тогда к ним прилетел Путин.

        Не проведешь на новом заводе

Премьер-министр прилетел не один – вместе с ним прибыли собственники всех трех предприятий и “ФосАгро”, которому принадлежит завод “Апатит”, а также главы банка ВТБ и железной дороги, не считая всяких чиновников, и, естественно, губернатор Валерий Сердюков.

Как рассказал Путин, коварные областные власти хотели помешать ему спасать трудящихся и предлагали вместо Пикалева ехать смотреть на новый завод. Но Владимир Владимирович не поддался на их уловку. Осмотрев “БазэлЦемент” и отметив, что его “превратили в помойку” (руководство завода уверяло, что в таком виде он им и достался), Путин провел совещание, и все проблемы сразу решились.
Во-первых, “ФосАгро” и “БазэлЦемент” подписали договор на три месяца о поставке руды по сниженной цене, которая позволит запустить производство. При этом глава РЖД Владимир Якунин гарантировал “специальные тарифы” для транспортировки сырья. Таким образом, в ближайшее время должны заработать все заводы.

Во-вторых, всем рабочим обещано выплатить долги по зарплате, которые составляют 41,2 миллиона рублей. Для этого, как сказал Владимир Путин, на счета завода перечислены средства. Вместе с тем никто так и не объяснил, что это за деньги – являются ли они кредитом со стороны государственного ВТБ, или “Базэл” изыскал собственные средства. И относится ли все это к двум другим заводам.

Решая проблемы трудящихся, Владимир Путин был необыкновенно строг. “Вы сделали заложниками своих амбиций, непрофессионализма и просто жадности тысячи людей. Это недопустимо!” – сказал он хозяевам заводов. Областному губернатору премьер попенял не только попыткой подкупить его новым красивым заводом, но и бездействием. Никто, заявил Владимир Путин, не убедит его в том, что областные власти сделали все возможное для решения проблемы. “Забегали, как тараканы, только перед моим визитом”, – добавил он. Досталось даже протестующим жителям – премьер предположил, что трассу перекрывали те, “кто не хотел, чтобы он сюда приехал”. Возможно, даже за деньги.

Впрочем, тут злодеи явно просчитались: ведь всякому понятно, что Владимир Путин всегда спешит туда, где трудно.

        Национализация – лучшая покупка

Теперь весь вопрос – что будет через три месяца, когда закончится соглашение о льготных поставках руды и все станет, как было. По словам Владимира Путина, за это время собственники заводов должны решить, как им восстановить производственную цепочку, иначе государство сделает это за них. Речь идет о национализации всех трех заводов, закон о которой был внесен в Думу как раз накануне визита Владимира Путина.

Проблема, однако, в том, что если производство нерентабельно (а именно из-за этого, по версии “Базэла”, оно и было остановлено: руда дорожала, тогда как алюминий дешевел), то через три месяца рентабельным оно всяко не станет. Заводы, конечно, можно национализировать, но вряд ли после этого они станут работать эффективнее. Их можно поддерживать на плаву искусственно, но тогда зарплаты рабочим будут платить ровно в том объеме, чтобы они не перекрывали автотрассы. 

Вопрос номер два: действительно ли угроза национализации – столь серьезный стимул для владельцев заводов, чтобы они за три месяца придумали, как сделать их прибыльными. Ведь национализировать их будут не как большевики национализировали заводы буржуев, а с компенсацией по рыночной цене. Стоимость самого дорогого из трех заводов – “БазэлЦемента” составляет, как указано в финансовом обосновании к законопроекту о национализации, 930 миллионов рублей. Вместе с тем несколько месяцев назад “СевЗапПром” предлагал “Базовому элементу” выкупить у него этот завод, обещая 20 миллионов долларов, то есть порядка 600 миллионов рублей. Других покупателей вроде бы не было. Таким образом, национализация – очень удачный способ для Олега Дерипаски, остро нуждающегося в деньгах, избавиться от этого актива по вполне приличной цене. 

Из этого, кстати, вытекает еще одна интрига. Сторонники конспирологических версий уверены, что народные волнения в Пикалеве были кем-то инспирированы. Теоретически свой резон мог быть у владельцев любого из заводов. “Базэлу” выгодно сбыть актив государству. “СевЗапПром”, который хотел его купить, мог рассчитывать таким образом понизить капитализацию этого предприятия. Ну а “Евроцемент” заинтересован в срыве тем или иным способом планов “Базэла” по переоборудованию глиноземного завода для производства цемента. Кроме того, есть многочисленные враги у самого Валерия Сердюкова, которые могли подогревать народные волнения не по экономическим, а по политическим мотивам.

Пока, впрочем, понятно только одно. Владимир Путин показал всем россиянам, что он – единственный надежный спаситель, для вызова которого надо на пару часов перекрыть федеральную трассу и выбить дверь в местной администрации. Какие выводы сделают из этого россияне – покажет ближайшее будущее.

____________________________________________________________
 P.S. :  

Если верить историческим байкам, екатерининские вельможи, сдавая дела павловским, говорили, что без их соизволения ни одна пушка в Европе не стреляла. А Владимир Путин, когда будет совсем уходить, может гордо сказать своему окончательному преемнику, что без него в России не работал ни один завод.
 

______________________________________________________________

 В ТЕМУ: 

Легко ли быть Путиным, когда вокруг сплошное Пикалево?