25 марта 1747 года родился выдающийся государственный деятель Александр Безбородко. Французский дипломат граф Сегюр говорил про своего российского коллегу: «В теле толстом Безбородко скрывался ум тончайший». Говорю со знанием дела: «Такое возможно».
А вот Пушкин в стихотворении «Моя родословная» гордо заявляет, что его дед не торговал блинами, не ваксил царских сапогов, не пел с придворными дьячками и в князья не прыгал из хохлов.
В князья из хохлов – это про Безбородко. Но мы в этом вопросе не поддерживаем нашего великого поэта. Почему, собственно, нельзя прыгать в князья из хохлов? Это попахивает унижением по национальному признаку. Да и рифма «сапогов – хохлов» никуда не годится. Не говоря уж про «блинами – дьячками».
И еще. Безбородко можно – с некоторой натяжкой – считать прототипом старого графа Безухова, который оставил наследство Пьеру.
Однако оставим литературу и обратимся к истории. Безбородко действительно был родом из Украины. Вроде бы учился в Киево-Могилянской академии. А может, и не учился. Мы точно не знаем.
Во всяком случае, Безбородко был способным юношей. Обладал феноменальной памятью. Говорили, что он мог цитировать Библию с любого места.
Этот вундеркинд попал на службу к генерал-губернатору Малороссии Петру Румянцеву (его тоже можно видеть на памятнике Екатерине). Румянцев оценил своего молодого сотрудника. И рекомендовал его императрице: «Представляю вашему величеству алмаз в коре». То есть неограненный алмаз. Что ж, Екатерина сделала из алмаза бриллиант.
Безбородко стал личным секретарем императрицы. Докладывал ей все дела и готовил важнейшие документы. Все манифесты Екатерины II с 1776-го по 1792 год составлены Безбородко. А кроме того, из-под его пера вышли 387 императорских указов Сенату.
Александра Андреевича награждали чинами, орденами, деньгами и поместьями. Он очень любил своих земляков, поэтому тысячи украинцев попали к нему в крепостные.
Безбородко сделал блестящую карьеру. И необычную по тем временам. Александр Андреевич был близок к Екатерине, но не был ее любовником. Она продвигала его исключительно за деловые качества. За память, за умение коротко и ясно изложить любой вопрос, а главное – за способность улавливать и формулировать ее собственные мысли.
Долгие годы Безбородко руководил российской внешней политикой, хотя формально у него был начальник – Иван Остерман, бездарный сын талантливого дипломата Андрея Остермана.
Но начальник только представительствовал, а всеми делами заправлял Безбородко. А Россия во времена Екатерины вела активную внешнюю политику. Как сейчас. И, как и сейчас, присоединила Крым.
Европа и тогда не была в восторге, но Безбородко разрулил ситуацию. И никаких санкций против России не ввели. Более того, Безбородко спланировал третий раздел Польши, в результате которого это государство перестало существовать. До таких вершин пока даже наш президент не добрался.
Мне могут возразить: «Как-то все это не либерально». «Зато патриотично», – отвечу я.
А еще Безбородко заключил Ясский мир с Турцией. Россия получила территорию, на которой была основана Одесса. Не было бы Безбородко – не было бы Одессы, Бабеля, Ильфа, Петрова и Жванецкого.
За этот мир Безбородко, разумеется, наградили по полной программе. Но он все равно обиделся. Потому что, вернувшись в Петербург, Безбородко увидел, что императрице теперь ежедневно докладывает Платон Зубов. И уступать эту честь не собирается. Александр Андреевич немного покачал права, но быстро успокоился и даже подружился с Зубовым.
А потом императрица умерла. Всех ее фаворитов Павел I вымел поганой метлой. Всех, кроме Безбородко. Его император, наоборот, возвысил. Дал ему высший чин – канцлера и сделал светлейшим князем.
«Этот человек для меня дар божий», – говорил император. И был прав. Ходили слухи, что именно Безбородко передал Павлу завещание Екатерины, по которому престол доставался ее внуку Александру. Павел I завещание сжег, а Безбородко возлюбил.
В общем, Александр Андреевич умудрялся ладить со всеми. Почему? А потому что он был веселым и жизнерадостным. Любил хорошо поесть и хорошо выпить.
По утрам его обливали ледяной водой и везли на доклад к императрице. Как-то раз он явился к ней, а она говорит:
– Прочитай-ка мне проект указа, который ты должен был составить.
Безбородко взял лист бумаги и прочитал. Без запинки.
Екатерина захотела внести поправки. Но оказалось, что Безбородко держал перед собой чистый лист бумаги. Указ он сочинил на ходу.
Холостяк Безбородко не только пьянствовал, но и ходил по борделям. А на своей даче держал гарем из русских и иностранных актрис.
Что ни говори, умел человек жить. Правда, жил недолго. В 52 года его разбил паралич, и он умер.
Безбородко умер, а дело его живет. Это я Крым имею в виду, если кто не понял.
Глеб Сташков