3 причины посмотреть на Фриду Кало и Диего Риверу в музее Фаберже

В Музее Фаберже открылась выставка «Viva la Vida. Фрида Кало и Диего Ривера» из Музея Долорес Ольмедо (Мехико) и частных собраний разных стран. «Город 812» нашел три причины, чтобы зайти в Шуваловский дворец на Фонтанке.

Причина первая. Снова увидеть картины и рисунки Фриды – иконы мужества и верности профессии. В 2016 году в том же Музее Фаберже Кало выставлялась персонально. Тогда это была  первая выставка Кало в России, ее посетили 300 тысяч зрителей, ажиотажный спрос задали дамы в возрасте до 30 лет. «Фабержевцы» до сих пор гадают, почему молодым и здоровым так интересна судьба женщины, большую части своей жизни боровшейся с последствиями страшного ДТП. Впрочем, весьма успешно.

Теперь без прежней ажиотации можно спокойно снова рассмотреть культовые автобиографические картины Фриды Кало: «Сломанная колонна», «Автопортрет с обезьянкой», «Больница Генри Форда», «Авария». Вспомнить, что картина «Автобус», созданная через 4 года после той аварии, на самом деле к ней не отсылает, а является групповым портретом друзей Фриды. В частности, Тина Модотти, итальянская фотографиня, изображена  в виде мексиканской мадонны с младенцем, Ривера – в «роли» рабочего в синем полукомбинезоне.

Картины и рисунки Фриды дополнены ее любовными письмами к Диего: «Мой мальчик (Кало была младше Риверы на 21 год. – В.Ш.), со мной все хорошо, писала немножко картины. Люблю тебя больше жизни, ты это знаешь. Береги себя, не утомляйся и кушай хорошо. Приедешь вечером? Шлю тебе свое сердце. Твоя Фрида».

Это не мешало супругам вести свободный образ жизни. Списки любовниц и любовников – в каталоге выставки.

 

Причина вторая. Признать полную победу феминизма. На выставке из 90 произведений соотношение работ Кало и Риверы примерно одинаковое. Впервые в мировой практике семейный дуэт художников показан вместе, и стало понятно, почему этого очевидного хода не делали раньше. И возможно, не станут повторять. Сюрреализм Фриды цепляет почти в каждой работе и за счет биографического бэкграунда, и по причине искренности, исступленности в искусстве. Живопись Диего – холодна и вторична. Сначала он подражал символистам, потом – Сезанну, Пикассо, мексиканскому традиционному искусству. В 1955 году Ривера приезжал в СССР, после поездки нарисовал акварелью «Женщину, убирающую снег», напоминающую картины Гончаровой и других русских авангардистов. Тогда же сделал несколько смешных детских портретов, напоминающих работы наших художников-аутсайдеров. Как справедливо отмечено в каталоге выставки, Ривера весь в ХХ веке, его конек – фрески. Фрида Кало с ее скромными картинами – на все времена.

“Раненый олень” Фриды Кало

Причина третья. Не лежит на поверхности. Умные искусствоведы и кураторы называют этот сюжет переоценкой «атлантической» истории искусства. Речь идет о том, что в силу разных соображений, политкорректности не в последнюю очередь, сейчас пересматривается история искусства ХХ века. Европейские и американские художники уже не считаются главными. Больше того, появились суждения, что всю европоцентричную модель развития искусства с приматом античности пора сдавать в архив.

Выставка Фриды Кало и Диего Риверы дает поводы подумать на эту тему.

Вадим Шувалов