Смольный собирается отменить собственное постановление о расселении и сносе 24 домов, преимущественно в историческом центре, 4 из которых официально являются объектами культурного наследия. Эта сенсационная новость явствует из письма Жилищного комитета, которое он отправил активистам группы ЭРА (экологии рядовой архитектуры) в ответ на их запрос. Впрочем, руководствовались чиновники, вероятно, не заботой о городе, а опасениями за собственное будущее.
Изначально группа ЭРА боролась за дома 1 и 3 по Большой Подьяческой улице – невысокие, почти вросшие в землю обшарпанные здания XVIII века, которые с точки зрения Смольного явно должны быть заменены новыми красивыми гостиницами. Построить там эти гостиницы, по словам борцов за сохранение исторического центра, собирается “Амбассадор”. 9 июля 2008 года городское правительство утвердило своим постановлением “Перечень многоквартирных домов, признанных до 01.01.2007 в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу”, в котором оказались оба дома по Большой Подьяческой и еще порядка 20 домов в историческом центре. Их расселение планировалось производить за счет средств города и федерального фонда реформирования ЖКХ.
При этом в КГИОПе борцам за исторический центр заявляли, что ничего не знают об аварийности домов, являющихся памятниками, и никаких документов на сей счет не видели. Заключение об аварийности домов на Большой Подьяческой было выполнено строительной компанией “Стилес” (одноименная управляющая компания обслуживает часть домов в Адмиралтейском районе и считается близкой к администрации района), производившей обследование по заказу ГУ ЖА Адмиралтейского района. Однако один из жильцов заказал альтернативное обследование у ЛенжилНИИпроекта, который аварийности не нашел. Группа ЭРА собиралась на этом основании требовать отмены решения о сносе здания. Но в процессе долгой переписки с Жилищным комитетом неожиданно получила ответ, что отменено будет все постановление от 9 июля 2008 года.
Как объяснили “Городу 812” в Жилкомитете, постановление будет отменено потому, что все дома, входящие в список, расселены за счет городского бюджета – их жильцы либо переехали, либо переедут в ближайшее время. А сами здания, после того как их окончательно очистят от обитателей, отдадут КУГИ для продажи. Получился практически happy end (если не считать жителей, которые из центра уедут в самые дешевые окраинные квартиры) – исторические дома спасены от сноса. Правда, теперь общественности предстоит побороться, чтобы в процессе реконструкции новыми собственниками они не приросли парой дополнительных стеклянных этажей, как это случилось с перестроенным “Амбассадором” зданием на Римского-Корсакова.
Однако дело, вероятнее всего, не в неожиданно проснувшемся у Смольного осознании ценности исторической застройки. И даже не в уважении к мнению общественности.
Дело в том, что Фонд реформирования ЖКХ, от которого наши чиновники хотели получить софинансирование расселения, дает деньги только на те дома, которые были признаны аварийными до конца 2006 года. На остальные, в принципе, тоже можно, но это связано с разными условиями, которые Смольный считает для себя невыгодными. Поэтому перечень подлежащих сносу домов так и был озаглавлен – “признанных аварийными до 01.01.2007”.
Вместе с тем, как подтвердил “Городу” руководитель группы ЭРА Алексей Ярэма, решение Межведомственной комиссии (МВК), признавшей дома 1 и 3 по Большой Подьяческой аварийными, датируется 21 февраля 2008 года. В Жилищном комитете, правда, уверяют, что эти дома признали аварийными гораздо раньше, а в 2008 году было уже повторное решение. Однако если потребовалось второе – значит, первое было принято с нарушениями. Таким образом, как ни крути, Смольный собирался обмануть Фонд реформирования ЖКХ и незаконно потратить его деньги. Но если обманывать кого бы то ни было – это лишь нарушение божеских законов, то за нецелевое расходование бюджетных средств можно оказаться и за решеткой.
Вероятно, если бы борцы за исторический центр не ходили и не рассказывали всем про решение МВК от 2008 года, заявка на деньги была бы отправлена в фонд и никто ничего не заметил бы. Однако, поскольку история получила огласку, Смольный быстро отыграл все назад. Только этим можно объяснить тот странный факт, что в июле прошлого года (когда писалось постановление), до начала кризиса, расселить 24 дома без участия федерального бюджета не было никакой возможности. А когда кризис разгорелся и городской бюджет сократился на треть, деньги на расселение неожиданно нашлись.