В четверг должен собраться Совет по культурному наследию при правительстве Петербурга, на котором эксперты попытаются решить, что делать со статусом комплекса бывшей трикотажной фабрики «Красное знамя» на Петроградской стороне – на Пионерской улице, 53.Там находится знаменитый памятник конструктивизма – силовая станция, построенная по проекту немецкого архитектора Эриха Мендельсона в 1926 – 1928 годах, а также несколько цехов – выявленных объектов наследия, созданных несколькими годами позже менее известными авторами. Драматизм ситуации заключается в том, что здания находятся в аварийном состоянии, и как их спасать – неизвестно.
В начале апреля проблема “Красного знамени” уже обсуждалась на совете. Тогда председатель КГИОП Вера Дементьева попросила паузу, чтобы придумать юридический механизм, как заставить собственника комплекса – Игоря Бурдинского – сохранить облик трикотажных и красильных цехов. Их объективно невозможно признать памятниками, но если разрешить снести, то ценность комплекса может быть утрачена последующей “уплотнительной застройкой”. Второй раз вопрос появился в повестке совета 21 мая, но в последний момент его исключили, вероятно, не найдя взаимоприемлемого решения.
На апрельском совете г-н Бурдинский убеждал экспертов, что ничего сносить не будет, и предъявил макет реконструкции фабрики, созданный известным британским архитектором Дэвидом Чипперфильдом, который участвовал в конкурсе на “Набережную Европы” изящным и непафосным проектом.
На днях нам стали известны некоторые параметры проекта Чипперфильда. Сама силовая подстанция предназначается под частный Музей современного искусства при сохранении доживших до нас огромных воронкообразных емкостей. Рядом расположится культурный центр. Цеха отводятся бизнес-центру, на свободной части земельного участка появляется отель на 280 номеров. Самая западная площадка отведена под жилой дом. Общая площадь построек 105 тысяч кв. метров, что почти вдвое больше ныне существующих.
КГИОП выдал г-ну Бурдинскому реставрационное задание по силовой станции, однако источники убеждены, что здание обречено. Оно было построено из монолитного железобетона, в котором на сегодня прогнила вся арматура. Состояние здания должно быть оценено как резко аварийное. Называются разные суммы для спасения подлинника – от 3,5 до 25 тысяч евро за квадратный метр. Говоря профессиональным языком архитекторов, аттрактор (место притяжения) оказывается слишком дорог. В качестве варианта в таких случаях инвесторы обычно предлагают разрушить старое здание и воссоздать его заново.
Но основная бизнес-идея проекта реконструкции фабрики строится именно на будущем соседстве нового жилья и офисов с памятником архитектуры мирового значения, а не с его копией – новоделом.
Новой попыткой оживить дискуссию о судьбе “Красного знамени” станет выставка 40 российских и французских художников, которая откроется на бывшей фабрике 29 июня. Скептики утверждают, что г-н Бурдинский приглашает искусство в пиаровских целях для привлечения внимания потенциальных инвесторов в тот момент, когда нет готового пакета девелоперских документов для его продажи инвесторам.