В Российском этнографическом музее открылась выставка «Золото империи инков. Бог. Власть. Вечность. 2000 лет великой цивилизации». «Город 812» нашел три причины, чтобы на ней побывать.
Причина первая. Очевидная. В российских музеях южноамериканское древнее золото не представлено. Выставки ювелирного искусства из Латинской Америки – большой раритет. Предыдущая была почти 20 лет назад из Мексики. Сейчас впервые привезли искусство народов, живших и живущих в Южной Америке, вдоль северо-восточного побережья Тихого океана на территориях нынешних государств Перу, Боливия и Эквадор.
Ученые утверждают, что там люди научились окультуривать растения примерно тогда же, когда это произошло в Месопотамии и долине Нила. Поэтому две тысячи лет назад и позднее, до прихода конкистадоров, это была вполне приличная цивилизация, состоявшая из девяти культур. Собственно государство инков существовало примерно с 900 года н.э. до 1532 года. Потом началась «археология», точнее добыча и переплавка золота инков в промышленных масштабах с последующей отправкой слитков в Европу. Сейчас шансы найти в земле что-то сенсационно интересное оцениваются как минимальные.
Тем ценнее все 86 предметов, которые принадлежат музею «Золото Перу» из Лимы. Он управляется частным Фондом Мигеля Мухико Гальо, но никакие действия с сокровищами невозможны без разрешения государства.
Причина вторая. Выставочный проект имеет двух адресатов. Первый – узкий круг специалистов, которые в два счета отличают культуру «фриас» от культуры «ламбайеке». Но даже они, по признанию Юрия Березкина, доктора исторических наук, заведующего отделом этнографии Америки Кунсткамеры, не в состоянии объяснить назначение и бытование большинства предметов. Для них выставка – хороший повод поискать ответы на подобные вопросы.
Второй адресат – широкая публика, которой всегда позволены субъективные вкусовые предпочтения, невнимание к датировкам, высказывание самых экзотических версий о смысле золотых предметов. В данном случае у публики прав на это много как никогда.
Поэтому кому-то приглянутся пара ушных украшений, другим – ритуальные ножи «туми» с изысканными рукоятками. Третьим – антропоморфные кубки, четвертым – погребальная маска со строгим взглядом. Пятым – массивные серьги для носа, с помощью которых отгоняли злых духов, якобы проникающих в человека через дыхательные пути. Наши симпатии на стороне «ритуальной сумки» в виде собаки явно мужского пола. По некоторым сведениям, в ней хранили листья коки или что-нибудь покрепче.
Третья причина. Неочевидная. Кроме названной сумки наше внимание привлек сосуд с загадочным названием «жако рест». Он создан между 800-м и 1375 годом н.э., но выглядит как произведение Николая Суэтина или другого представителя русского авангарда начала ХХ века. Из тех, кто занимался прикладным искусством. Снова, как в случае с проектом «Фрида Кало – Диего Ривера», возникает вопрос о первенстве европейской цивилизации.
После «жако» и другие предметы на выставке про золото инков не кажутся примитивами.
Вадим Шувалов