Создание городского Музея Владимира Набокова в его доме на Большой Морской улице, 47, может стать сильным предвыборным ходом врио губернатора Петербурга Александра Беглова. Конечно, при том важном условии, что особняк не обещан кому-то другому.
Ситуация с фактически неработающим Музеем Набокова заходила в тупик давно. Но недавняя история с «300 коробками» с документами и фотографиями писателя, которые остались от Дмитрия Набокова, сына писателя, умершего в 2012 году, показала всю глубину музейной проблемы.
Но по порядку. В 2007 году Музей Набокова стал частью СПбГУ по инициативе тогдашнего декана филологического факультета Сергея Богданова. Университет выплатил долги по коммуналке, которые накопились у общественной организации, героически поддерживавшей существование народного музея. Перспективы выглядели самыми радужными: центр русской литературы зарубежья, место встреч филологов со всего света, культовое для туристов место – здесь родился автор романа «Лолита», известного всем, кто умеет читать на любом из сколько-нибудь распространенных языков.
Музей занимал только первый этаж парадного корпуса, главные мемориальные помещения – кабинет отца и гостиную матери Набокова, расположенные на втором этаже, а также служебные помещения на третьем – занимала редакция газеты «Невское время». Тем, кого служебные дела приводили туда, хорошо помнят, что, несмотря на все перипетии советского времени, там сохранялся образ петербургского барского дома. А сотрудники музея вспоминали, что всегда могли договорится с журналистами о проведении экскурсий для посетителей музея.
В 2010 году редакция «Невского времени» покинула Большую Морскую, 47. Но только наивные люди думали, что музей получит два этажа и заживет полноценной жизнью. В помещения въехала районная музыкальная школа. Источники утверждают две вещи. Первая: СПбГУ не проявил активности в переговорах с городом о предоставлении ему (условия – тема отдельная) двух этажей для музея. Вторая: в течение нескольких лет (до начала ремонта) детей на Большой Морской никто не видел. Что породило подозрение, что имеет место «передержка» помещений, а здание предназначено кому-то другому.
Одновременно университет, видимо, охладел к планам развивать музей. Сказалась смена ректора СПбГУ и перемена всего организационного устройства университета: теперь деканы уже ничего не решали, проректоры, которым стал и куратор музея Сергей Богданов, тоже. Николай Кропачев интереса к музею не проявил. Возможно, уловив «тренд», который ярче всего проявился в исключении Набокова из списка выдающихся личностей, которым будут устанавливать памятники за казенный счет. Действительно – эмигрант, да еще автор скандального романа. Нужны ли нам туристы-поклонники Набокова?
Постепенно набоковская история ушла из масс-медийного пространства. Правда, в ноябре 2018 года в музее состоялась трогательная выставка «Здесь был дом», на которой показали гвозди, дверные петли и другие арт-факты, найденные в здании. А заодно напомнили всем, что Владимир Набоков считал своим единственным домом особняк на Большой Морской, 47. В те дни представители СПбГУ говорили, что настала пора вдохнуть в музей новую жизнь, призывали городские власти завершить ремонт на втором этаже (строго говоря, в здании-памятнике возможна только реставрация и приспособление) и начать сотрудничать.
Тогда эти призывы никого не заинтриговали. Взрыв интереса к набоковскому музею произошел в феврале 2019 года, когда стало известно, что упомянутые 300 коробок документов Набокова полностью юридически очищены и готовы к отправке в Россию. Но владелец дара – Фонд Набокова – поставил условие: коробки должны быть отданы музею на Большой Морской, 47, который должен быть превращен в государственный музей – городской или федеральный. И направил соответствующее письмо в Министерство культуры.
По источникам, ответа фонда пока не получил. Министерство подключило к обсуждению Литературный музей имени Владимира Даля – главный писательский музей в стране (Пушкинский Дом как сугубо научное учреждение не в счет). По нашим сведениям, Литературный музей не горит желанием заниматься петербургскими проблемами.
Паузу заполнил губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко, предложивший передать 300 коробок в музей-усадьбу «Рождествено». Там находилось имение матери писателя, а первая экспозиция о нем открылась еще в перестроечные годы, раньше, чем в Петербурге.
Нельзя сказать, что предложение Дрозденко вызвало бурные аплодисменты. Но источники, знакомые с ситуацией, говорят, что времени на размышление осталось не так много. Дар, который сейчас находится в Швейцарии, в городе Монтрё, ждет до 31 декабря 2019 года. После этого его могут отдать кому-нибудь вне России.
Мы расспрашивали разных культурных людей, что делать с Музеем Набокова. Никто не верит в СПбГУ, тем более что университетский статус музея себя исчерпал, поскольку две трети здания ему не принадлежат. Немногие верят в федеральное решение проблемы. Лучший выход – передать музей в ведение города. И говорят, что при Валентине Матвиенко все давно бы решилось.
Впрочем, одного решения мало. Наталья Дементьева, бывший министр культуры РФ, ныне сенатор, говорит: чтобы музей состоялся, надо найти личность. Человека уровня Людмилы Беловой, которая боролась за Музей Блока, или Нины Поповой, сделавшей Музей Ахматовой. «Музей – это коллекция, концепция и коллектив», – говорит Наталья Дементьева, считая, что ради того чтобы сохранить память такого удивительного человека, как Владимир Набоков, за стол переговоров должны сесть город и область.
Наши источники сообщают, что переговоры о Музее Набокова продолжаются в разных форматах, но идут трудно.
Вадим Шувалов
Фото на заставке Интерпресс