Зачем Смольный выбрал в конкуренты врио губернатора режиссера Бортко?
Определился по крайней мере один конкурент Александра Беглова – режиссер и коммунист Владимир Бортко. Не очень понятно, можно ли этот выбор Смольного признать удачным.
Не враг
О намерении выдвинуть на губернаторских выборах Владимира Бортко в начале марта заявил местный КПРФ, а вскоре его поддержал и федеральный (формально, разумеется, никакого выдвижения пока нет, так как еще и выборы не объявлены). На тот момент участие режиссера в кампании еще было неочевидным, так как муниципальный фильтр никто не отменял.
Но уже две недели по городу развешена дорогая наружная реклама коммунистов с его портретом, призывом приходить на первомайскую демонстрацию и возрастным ограничением 0+ (то есть, видимо, участие ОМОНа не предполагается). Вряд ли федеральная компартия открыла бы на этот проект финансирование, если бы не была уверена в кандидатских перспективах Владимира Бортко. Более того, лояльный Смольному телеканал «78» сделал развернутый сюжет о выдвижении режиссера, его фамилия упоминается, хотя и не часто, в официальных смольнинских СМИ. Это означает, что ее нет ни в каких стоп-листах, то есть Бортко – не враг. Наконец, сам митинг, к участию в котором приглашает с плакатов режиссер, тоже не мог бы состояться без согласия Смольного.
От 9 до 25
В 2016 году Владимир Бортко победил в одномандатном округе № 216, включающем центральные районы города, на выборах в Думу. Он получил 25%, при этом кандидата от «Единой России» в этом округе не было – единороссы специально оставили его пустым для коммунистов. Баллотировавшиеся там же два либеральных кандидата – экс-яблочник, представлявший «Партию роста» Максим Резник и действующий яблочник Николай Рыбаков суммарно получили 31%, так что при ином стечении обстоятельств Бортко не победил бы.
На губернаторских выборах в 2014 году КПРФ представляла депутат ЗакСа Ирина Иванова, результат которой составил 9,3% и был лучшим среди всех конкурентов Георгия Полтавченко. Сам градоначальник набрал тогда 79,3%. Таким образом, кандидатура Владимира Бортко кажется вполне подходящей для Смольного.
Проблема, однако, в том, что коммунисты сами по себе – наихудшие конкуренты для власти, поскольку работают на тот же электорат: социально незащищенные, преимущественно пожилые слои населения, бюджетники, пенсионеры и т.д. Если либеральный кандидат получает тех, кто, скорее всего, за действующего губернатора все равно не проголосовал бы, то каждый дополнительный процент коммуниста – это частично голоса, отобранные у власти.
Поэтому если не пускать КПРФ на выборы нельзя исходя из установившихся на федеральном уровне политических правил, то Смольному лучше было бы видеть кандидатом от нее условную Ирину Иванову – желательно женщину и по возможности наименее харизматичную. Женщины, как считается, получают меньше мужчин не только на работе, но и на выборах.
Выдвижение Бортко, который к своему общепартийному результату (на примере Ирины Ивановой, избиравшейся в аналогичных условиях, его можно оценить в 9%) за счет собственной известности может добавить еще половину, если не столько же, – решение более чем странное.
Нас вырастил Сталин
Решение устроить конкуренцию Беглова с Бортко может иметь несколько объяснений. Источники, близкие к смольнинским пиарщикам, говорят, что, по социологии бегловского штаба, врио губернатора хуже всего чувствует себя в конкуренции с молодым кандидатом. Поэтому они могли руководствоваться принципом «чем старше – тем лучше», и тогда 72-летний режиссер – отличный вариант.
Другой очевидный плюс Владимира Бортко в глазах Смольного может состоять в том, что он открыто поддерживает Сталина. Известно, что часть либерального электората может голосовать за КПРФ (особенно на думских выборах), считая ее самой сильной оппозиционной партией. В случае с Бортко можно быть уверенным, что люди демократических взглядов не поддержат его ни при каких условиях.
Однако эти достоинства режиссера-коммуниста могут сработать, а могут и нет. Тогда как то, что он отберет у Беглова голосов больше, чем совсем бледный кандидат-коммунист, – факт непреложный. Это особенно актуально в контексте страха второго тура, который охватил Кремль после выборов минувшей осенью, где проиграли 4 действующих губернатора, и не отпускает до сих пор.
Возможно, Смольный не имел возможности предотвратить выдвижение Бортко – если предположить, что КПРФ на федеральном уровне имеет гарантированное право не только выдвигать своего кандидата, но и самостоятельно определять, кто им будет. Либо если за выдвижением режиссера стоят влиятельные силы, которые хотят максимально усложнить жизнь Александру Беглову и стоящему за ним Юрию Ковальчуку.
С другой стороны – сформулированный еще 100 лет назад лидером кадетской партии Павлом Милюковым вопрос про «глупость или измену» никто с повестки дня не снимал.
Станислав Волков
Комментарий
Андрей Таннер, политтехнолог:
– Думать о том, что Владимир Бортко как кандидат от КПРФ на выборах губернатора Санкт-Петербурга абсолютно безвреден, с электоральной точки зрения немного наивно. То есть это возможно, если только между КПРФ, Владимиром Бортко и штабом Александра Беглова вместе с Администрацией президента заключен пакт о неведении кампании кандидатом Бортко. Вероятно, расчет на то, что базовый коммунистический электорат, с одной стороны, небольшой – в пределах 15–18%. С другой стороны, и этот небольшой ресурс, по мнению возможных авторов этого сценария, будет дробиться по причине того, что возрастного Владимира Бортко поддержат только убеленные сединами сторонники КПРФ, а все молодые – категорически нет. Если смысл появления Бортко в качестве оппонента Александра Беглова именно в этом, то это еще можно понять.
Если никакого «пакта» нет, если расчет только на политическую «сознательность» оппонентов врио или их электоральный лимит, то, думается, это очередная ошибка его штаба.
Потому что сегодня электоральные ниши не соответствуют нишам идеологическим или даже политическим (в том смысле, что у наших граждан существует политическое представительство в виде парламентской оппозиции). Опыт прошлой осени это показывает отчетливо.
И если Владимир Бортко начнет вести активную кампанию, все подобные сценарии пойдут прахом. Хотя всерьез об этом можно будет говорить после того, как все кандидаты пройдут муниципальный фильтр.
На заставке фото Интерпресс