Как из Пулково будут делать хаб?

Результат конкурса по концессии на аэропорт Пулково демонстрирует, кто теперь дорог Смольному как стратегический инвестор, а кто уже – не очень. Олег Дерипаска, «Базовый элемент» которого набрал долгов на 30 миллиардов долларов, а потому решил повременить как с концессией на Западный скоростной диаметр, так и с некоторыми другими проектами, теперь уже не является фаворитом городских властей. А ведь еще меньше года назад он был главным петербургским инвестором и крупнейшим собственником. Но в период кризиса решено опираться только на самых стойких – прежде всего на госкомпании. Две самые крупные из них фактически поделили Пулково между собой.

  Государственный ВТБ, уже получивший в городе ряд подрядов, в частности – большой участок под застройку на берегу Невы, существенно пополнил свой портфель. Он фактически станет хозяином Пулкова на ближайшие 30 лет. Без “Газпрома” городские власти тоже не смогли обойтись. “Газпром” получил миноритарную долю в проекте через цепочку компаний. Он владеет половиной греческой Copelouzos Group, которой в свою очередь принадлежит Horizon Air Investments, а последняя участвует в выигравшем концессию консорциуме, которому предстоит вложить в проект 1,3 миллиарда евро. 11,5% от доходов аэропорта будет перечисляться городу – Матвиенко считает, что эта сумма превысит 1 миллиард рублей в год.

ВТБ и “Газпром” взяли в партнеры одного из крупнейших мире оператора аэропортов – германскую Fraport. Для него Пулково с пассажиропотоком 7,1 миллиона человек – сущая мелочь против управляемого тем же Fraport аэропорта Франкфурт, который в прошлом году обслужил 53,5 миллиона пассажиров. Но Валентина Матвиенко именно для этого и позвала германского оператора – чтобы он сделал из Пулкова хаб, где будут обслуживаться дальние стыковочные рейсы между Европой и Азией. Пока петербургский аэропорт имеет лишь региональное значение, и даже во многие российские города приходится летать через Москву.

Для того чтобы превратить Пулково в хаб, Fraport предстоит решить две задачи: привести в аэропорт новых крупных перевозчиков, изменив маршрутную сеть и роль в ней Петербурга, и снизить тарифы на обслуживание воздушных судов. Но для начала концессионерам нужно построить терминал на 17,5 миллиона пассажиров – на это уже пообещали 600 миллионов евро Внешэкономбанк,  Международная финансовая корпорация, Европейский банк реконструкции и развития и германский банк DEG.

Пока глава германской компании Вильгельм  Бендер полон оптимизма: после объявления результатов конкурса он заявил, что контракт с консорциумом будет подписан до конца года. Матвиенко и глава ВТБ Андрей Костин обещают, что это произойдет 2 ноября. Впрочем, глава Fraport, должно быть, потому и оптимист, что не знаком с результатами предыдущих инвестиционных конкурсов, и не знает, что, бывало, и соглашения с концессионером не подписывались (как по ЗСД), и архитектурные проекты признавались никуда не годными (как с Мариинским театром).      


_____________________________________________________

  СПРАВКА: 

Что хотят сделать в Пулкове

Сейчас 100% акций ОАО “Аэропорт Пулково” находятся в собственности Санкт-Петербурга. Международный конкурс на его реконструкцию был объявлен в апреле 2008 года. Участник конкурса должен был иметь опыт строительства аэропортов, в последние три года управлять аэропортом с пропускной способностью не менее 10 млн пассажиров в год и не должен управлять или владеть аэропортом на расстоянии менее 800 км от Петербурга.

Победитель конкурса должен построить терминал на 22 миллиона пассажиров  и  получить аэропорт в управление на 30 лет.