Личным примером Валентина Матвиенко опровергла домыслы о том, что история всегда повторяется в виде фарса. И доказала: когда за дело берется губернатор Петербурга, история повторяется в виде выгодной сделки. В 2004 году Смольный пытался без конкурса отдать «Лукойлу» 60 пятен под строительство АЗС в обмен на обещание платить в городской бюджет 2,4 миллиарда рублей налогов. Однако неблагодарная общественность подняла крик, и от этих планов отказались. В минувший вторник Валентина Матвиенко подписала с «Лукойлом» новое соглашение: теперь за те же 3 миллиарда налоговых выплат она отдаст ему без конкурсов всего 2 участка. Очевидно, что это никакой не фарс, а самый настоящий гешефт.
Как любой свеженазначенный начальник, Валентина Матвиенко в прекрасное начало своих петербургских дней с энтузиазмом взялась за исправление ошибок предшественников. Первой ее инициативой было распределение всех государственных закупок через конкурсы и продажа земли под строительство на открытых торгах. Чего при прежнем градоначальнике не было. Однако в апреле 2004 года Валентина Матвиенко и глава “Лукойла” Вагит Алекперов подписали соглашение: 60 пятен под строительство АЗС (все существовавшие на тот момент пригодные для этого участки, по которым была разработана документация) передавались этой компании целевым назначением, то есть без конкурса. За это “Лукойл” обещал увеличить налоговые отчисления в городскую казну до 2,4 миллиарда рублей. Еще Валентина Матвиенко пообещала Вагиту Алекперову помочь приватизировать арендованный им особняк Штиглица на Английской набережной (юридически на тот момент это было невозможно), а он собрался вложить в ремонт здания 30 миллионов долларов.
Остальные торговцы бензином почувствовали себя обманутыми и стали активно жаловаться журналистам, а заодно – в антимонопольную службу и прокуратуру. В итоге Смольный сначала пообещал сократить число выделяемых “Лукойлу” пятен в два раза, а потом и вовсе сдался. Губернатор сказала, что “только дураки и покойники не меняют своих взглядов”, и пятна разными лотами были проданы с аукционов. С особняком Штиглица у нефтяной компании тоже не срослось: Смольный не смог обеспечить приватизацию, а ремонтировать здание без гарантий его получения “Лукойл” не стал и от аренды отказался.
Не желая уподобляться дуракам и покойникам, Смольный спустя 5 лет вновь поменял взгляды и предпринял вторую попытку порадовать “Лукойл” участками, хоть и в значительно меньшем объеме. Как сказано в пресс-релизе компании, ей будет выделено “два земельных участка площадью 2 – 2,5 га каждый для строительства автозаправочных комплексов на трассах федерального значения в рамках подготовки к проведению Олимпийских игр в Сочи в 2014 году”.
Однако территория в 2 га (а это больше 2 футбольных полей) для строительства одной АЗС явно несколько великовата и легко может дополняться еще какой-нибудь полезной ерундой типа супермаркета, где будут затариваться по дороге на Олимпиаду спортсмены и гости. Так что, вполне возможно, не доставшиеся “Лукойлу” 60 участков в 2005 году легко компенсируются двумя участками в 2009-м. Компания, в свою очередь, обещает увеличить налоговые отчисления до 3 миллиардов рублей уже в нынешнем году и перевести сюда часть своего флота.
Текст договора Смольного с “Лукойлом” предусмотрительно нигде не публикуется, однако источники “Города” сообщают, что дословно в протоколе указано следующее: участки будут выделены “целевым назначением при получении правовых оснований”.
Правовые основания для получения объектов недвижимости и земли без конкурса существуют. Для этого “Лукойл” должен стать стратегическим инвестором, то есть вложить в промышленность или транспортную систему города 3 миллиарда рублей (либо 15 миллиардов, если речь идет о какой-то другой сфере экономики). Пока что он им не является.
Чтобы точнее соблюсти все исторические параллели, в договоре Смольного с “Лукойлом” говорится и о новом офисе компании. Правда, теперь она собирается не ремонтировать старое здание, а строить новое. Считается, что место под офис компании предложат на Аптекарской набережной – 8 августа, как утверждают источники, должен пройти конкурс. В общем, нельзя не порадоваться тому, что в бушующем море кризиса Смольный остается островком стабильности – и продолжает политику развития города, основанную на привлечении стратегических инвесторов. Просто, когда старые стратегические инвесторы умирают, им на замену находят новых.