Предприниматели Петербурга ждут совсем другой господдержки

Развитие малого бизнеса уже не первый год декларируется как приоритетная задача государства. Постоянно появляются новые законы, направленные на его поддержку. Однако жизнь предпринимателей легче не становится. Какие проблемы душат малый бизнес Петербурга? Почему государственные меры поддержки не дают результата? Пойдут ли банки в условиях кризиса навстречу предпринимателям? Ответы на эти вопросы искали участники круглого стола на тему: «Поддержка малого и среднего бизнеса. Проблемы и перспективы», организованного редакцией «МК» в Питере» совместно с изданием TT Finance.
Предприниматели Петербурга ждут совсем другой господдержки

        Хорошо лишь на бумаге

Во всех странах с развитой экономикой малый бизнес является основой экономики, обеспечивая до 70 процентов валового национального продукта (ВВП). Россия такими показателями похвастаться не может (у нас на этот сектор экономики приходится всего 15–17 процентов ВВП), хотя о поддержке предпринимателей на всех уровнях власти говорят много и постоянно. К примеру, в Петербурге принято 17 городских “поддерживающих” программ, и, как отмечают чиновники, именно они обеспечивают положительную динамику развития бизнеса.

— С 2005 по 2008 год в Санкт-Петербурге рост числа предприятий малого бизнеса, которых на сегодня насчитывается около 260 тысяч, составил 47,3 процента, — такие данные приводит глава Агентства по развитию малого бизнеса Владимир Ловцюс. — А индивидуальных предпринимателей стало больше на 13,1 процента. При этом растет и доля категории малых предприятий в общем обороте малого бизнеса Петербурга. Если в 2006 году она составляла 29 процентов, сейчас уже 65. Тогда как в Москве этот показатель наоборот упал — с 35 до 30 процентов.

Между тем сами предприниматели не столь оптимистично оценивают ситуацию.

— Статистические данные по малым предприятиям неточны, — убеждена координатор Лиги арендаторов Яна Боровицкая. — Так, примерно половина малых предприятий — “мертворожденные” и не ведут никакой активной деятельности, хотя и не ликвидированы в юридическом смысле. Плюс фирмы-однодневки — ноу-хау нашей экономики. А сколько предприятий закрывается ежегодно? По нашим подсчетам, десятки тысяч.

О том, что не все спокойно в малом бизнесе, говорят и участившиеся митинги предпринимателей, проводящиеся в основном по одной причине — выселение с насиженных мест. А потеря помещения зачастую равнозначна закрытию дела.

— Буквально на днях устроили пикет арендаторы со “Старой Деревни”, — рассказывает председатель Общественного совета по развитию малого предпринимательства при губернаторе Санкт-Петербурга Елена Церетели. — Управляющий компанией, которая сдавала им площади, сидит в тюрьме, официальных документов на землю нет. То есть кто-то, скорее всего, используя административный ресурс, получил в управление площади и спокойно сдавал их, пока не потерял покровительство. В результате предприниматели стали заложниками ситуации, и такое происходит сплошь и рядом. Только за последний год наш Совет добился моратория на отзыв земельных участков по 400 адресам.

        Не губите доход приносящих

Между тем в условиях кризиса, который выбил из колеи крупных игроков рынка, именно от мелких предпринимателей продолжают стабильно поступать налоги.

— Несмотря на кризис, именно малые предприятия обеспечили прирост поступлений в бюджет города на 15 процентов, — отмечает и. о. заместителя председателя Комитета экономического развития администрации Санкт-Петербурга Анатолий Котов. — Это еще раз доказывает, что малый бизнес — хребет устойчивой современной экономики.

Предприниматели в свою очередь недоумевают, почему тогда именно перед ними максимально выставляются административные барьеры.

— На то, чтобы согласовать простую вывеску, у меня ушло два месяца, — делится наболевшим поверенный управляющий “Технопарком территория успеха № 9 565 060” Наталия Будная. — А чтобы получить разрешения на увеличение энергонагрузки с 3 до 9 кВт, я обивала пороги различных кабинетов два года.

— Представители малого бизнеса нуждаются скорее не в поддержке, а в другом отношении к себе, — говорит Елена Церетели. — Их постоянно в чем-то подозревают, проверяют, перепроверяют, и зачастую безосновательно. Мы недавно открыли оперативную юридическую помощь, по телефону которой 941-70-14 любой предприниматель может обратиться за поддержкой в случае внеплановой проверки. За месяц поступило около 60 обращений, и в большинстве случаев проверяющие моментально ретировались, как только слышали, что человек консультируется по телефону с юристом.

Зачастую решить проблему удается, напугав “обидчика” публичной оглаской.

— В Центре досудебного урегулирования конфликтов мы разобрали более 100 обращений с жалобами на невыполнения обязательств предпринимателей и другие конфликтные ситуации бизнесменов, — поясняет генеральный директор НП “Бюро безупречного бизнеса” Юрий Игнатьев. — Решать проблемы удается благодаря небольшой хитрости. В конце письма мы всегда указываем: “Вы можете не являться на разбирательство, но мы обязаны его провести, а решение будет опубликовано в СМИ”.

Но сказать, что власти совсем не занимаются устранением административных барьеров, нельзя. Определенные шаги в этом направлении делаются (взять хотя бы закон о регламентации работы проверяющих органов), правда, пока они “муравьиные”. Впрочем, как и в случае с государственной поддержкой.

        Каждый продавец — Циолковский!

Программ по субсидированию предприятий малого бизнеса действительно много. К примеру, и в Петербурге, и в Ленинградской области можно получить от государства до 300 тысяч рублей на развитие своего дела. Вот только оно должно попадать в сферу приоритетных направлений.

— Ни для кого не тайна, что “инновации — это наше все”, — рассуждает Яна Боровицкая. — И развитие этого направления можно только приветствовать. Но почему каждый предприниматель просто обязан переучиться на Кулибина или Циолковского? Приделать, например, крылья к холодильнику в торговом зале и запустить в космос новый летательный аппарат. А каким образом на ста метрах арендованного помещения встать на инновационный путь? Этого никто сказать не может, зато все уверены, что не место малому предпринимателю в торговле или общепите.

Довольно противоречиво выглядит и другая мера правительства — на федеральном уровне утверждена единая стоимость киловатта при подключении к электроэнергии — 550 рублей, но льгота действует только для мощностей до 15 киловатт.

— Этого достаточно лишь для небольшого магазина либо парикмахерской, — поясняет Елена Церетели. — Никакому производству, развитие которого является приоритетным, такой мощности не хватит. А стоимость подключения свыше 15 киловатт может доходить до 40–50 тысяч рублей и выше. Мой знакомый открывал завод. На покупку помещения и оборудования у него ушло 15–20 миллионов рублей, а на подключение к электросетям — 100 миллионов.

Решить эту проблему призвана городская программа по компенсации 50 процентов затрат на подключение к электросетям. Как отмечает Владимир Ловцюс, в прошлом году такую поддержку получили 32 предпринимателя на сумму 2 миллиона рублей.

— Хорошо, что эта программа есть, — добавляет председатель Общественного совета предпринимателей. — Однако сложность ее процедуры и процедуры оформления договоров с энергетиками не позволяют массово ею воспользоваться. Не действует пока на территории Петербурга и обещанная государством рассрочка платежей на 3 года при подключении к мощностям до 100 киловатт. Причем в Ленинградской области этот механизм уже работает. Остается нерешенной и проблема авансовых платежей за электроэнергию. Предприниматели вынуждены платить вперед за квартал, а то и за два.

        Как выйти из арендной кабалы

Не принес облегчения малому бизнесу и закон о праве на выкуп муниципальных помещений, который должен был перевести арендаторов в класс собственников. Выкупить помещение площадью до 500 квадратных метров петербургские частники могут с рассрочкой в 3 года по стоимости, определенной на торгах. А выплачивать надо не только стоимость помещения, но и 1/3 ставки рефинансирования (сейчас это 4 процента) в городской бюджет, плюс НДС в размере 18 процентов. По подсчетам предпринимателей, за 100 кв. м площади в квартал нужно заплатить более миллиона рублей. Без привлечения кредитных средств такие платежи потянет не каждый. Подспорьем должна стать новая кредитная госпрограмма, реализуемая Сбербанком.

— Мы будем предоставлять кредиты на выкуп помещений сроком на 10 лет, — комментирует Сергей Поздников, начальник отдела организации кредитования малого бизнеса управления кредитования Северо-Западного банка Сбербанка России. — Причем помещение, которое выкупается в рассрочку, и будет выступать в качестве залога. Максимальная сумма займа — 30 миллионов рублей.

В Ленинградской области более остро стоит проблема не с высокими арендными ставками и стоимостью площадей, а с их отсутствием.

— Свободные площади у нас имеются лишь в отдаленных районах, — говорит начальник отдела ресурсной поддержки Комитета по развитию малого и среднего бизнеса Ленинградской области Марина Шатохина. — К нам часто обращаются желающие открыть свое дело, особенно во Всеволожске, Гатчине, но предоставить им помещения мы не можем.

На территории области бизнес-инкубаторы, в которых предоставляются льготные места для предпринимателей, успешно работают уже порядка 10 лет. В Петербурге обещали создать нечто подобное — технопарки, однако, когда они заработают, неизвестно. Зато в городе появился их первый частный аналог — “Технопарк территория успеха № 9 565 060”.

— Мой технопарк расположен на территории бывшего завода, — рассказывает о своем бизнесе Наталия Будная. — Площади сдаются под производственные цеха малому бизнесу. Стоимость аренды в технопарке всего 200–300 рублей за квадратный метр. Кроме того, я сама предприниматель с 90-х годов и как никто понимаю проблемы малых предприятий, а потому создаю для них лояльные условия работы, идя на уступки, к примеру, с отсрочкой платежей.

        Для залога все сгодится

Вполне возможно, что многие предприниматели с удовольствием переквалифицировались бы из сферы торговли и общепита в производство. Но где взять деньги на оборудование? Как выясняется, субсидии — здесь не помощник. Благодаря букве закона.

— У нас есть программа стартовых субсидий для молодежи и представителей социально-незащищенных категорий населения (безработные, работники, находящиеся под угрозой массового увольнения, военнослужащие, уволенные в запас, члены многодетных семей, инвалиды), — поясняет Марина Шатохина. — На открытие дела можно получить до 300 тысяч рублей. Но по закону мы не можем выплатить их авансом. То есть человек сначала должен найти деньги и вложить их, а потом только мы компенсируем ему расходы.

Получается, что все дороги в поисках финансов ведут в банки. Вот только на стартовый капитал взять взаймы не получится — все программы кредитования малого бизнеса рассчитаны на работающие рентабельные предприятия. Отсутствие залога — еще одна головная боль предпринимателей, желающих взять кредит. Помочь в этом может Фонд содействия кредитованию малого бизнеса, который выдает поручительства, в случае если собственного залога не хватает.

— Эта услуга не бесплатна — стоимость — 1,75 процента годовых от суммы поручительства, — дает разъяснения исполнительный директор Фонда содействия кредитованию малого бизнеса Михаил Курицын. — Но автоматически вы получаете субсидию из бюджета, покрывающую до 90 процентов стоимости услуги Фонда, а также вы можете получить субсидию на 1 год на покрытие процентов по кредиту в размере от 40 до 60 процентов. С апреля 2008 года мы уже выдали 245 договоров поручительства на общую сумму 950 миллионов рублей.

Банки также постепенно идут навстречу предпринимателям

— Промсвязьбанк продолжает активно кредитовать предприятия малого и среднего бизнеса, наш банк не сократил ни одной программы кредитования, и при этом мы готовы выдавать кредиты только под залог товаров в обороте, — утверждает начальник управления малого и среднего бизнеса Санкт-Петербургского филиала ОАО “Промсвязьбанк” Александр Хайкинсон. — Процентные ставки по кредитным продуктам для малого бизнеса от 19 процентов. Наш банк также активно участвует в городских программах поддержки малого бизнеса, является участником программы “Открытое небо” по субсидированию процентных ставок и одним из банков аккредитованных по работе с Фондом содействия кредитованию малого бизнеса.

— Санкт-Петербургский филиал ОАО “АБ “ПУШКИНО”” предлагает кредиты юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям по различным программам на пополнение оборотных средств, приобретение коммерческой недвижимости, оборудования, оплату услуг, овердрафтное кредитование, — рассказывает Татьяна Кузьмицкая, заместитель управляющего Санкт-Петербургским филиалом ОАО “АБ “ПУШКИНО””. — Для индивидуальных предпринимателей и малых предприятий действует специальная программа “Микрокредитование малого бизнеса”. Процентная ставка по кредитам устанавливается от 20% годовых и зависит от наличия и вида залога, целевого назначения кредита, источника информации, подтверждающей платежеспособность клиента, и других факторов. Индивидуальный подход к каждому клиенту, низкий размер комиссий за выдачу, а также отсутствие таковых за частичное и полное досрочное погашение кредита является отличительной чертой Банка “ПУШКИНО”.

Сбербанк пошел дальше — здесь объявлен “Месяц предпринимательства”. До 1 июля для представителей малого бизнеса снижены процентные ставки по кредитам и стоимость открытия расчетного счета.

— Также у нас появилось еще два новых кредитных продукта, — дополняет Сергей Поздняков. — Программа “Бизнес-авто”, по которой при выдаче кредита на покупку автотранспорта в залог оформляется приобретаемое транспортное средство. И программа “Госзаказ”, по которой можно взять заем до 10 миллионов рублей на выполнение контракта, заключенного с городской администрацией.

Все это говорит о том, что государство, хоть и медленно, но все-таки двигается в сторону малого бизнеса.

— Проблем в этом секторе экономики еще предостаточно, — подытоживает Анатолий Котов. — Главное — создать для предпринимателей понятные правила. Они не должны бороться и идти на жертвы. Они должны спокойно работать в нормальных условиях. И определенные подвижки в эту сторону уже есть.     

_____________________________________________________
А как у них?

Льготы малому бизнесу

Германия:

– льготные кредиты за счет государственного бюджета и бюджетов земель;

– беспроцентные ссуды для приобретения имущества;

– доплаты к заработной плате за счет государственных средств (в течение первых 5 лет бюджет субсидирует 40% заработной платы квалифицированных работников, шестой год — 25%);

– государство участвует в рисковом капитале предприятий, осваивающих новые технологии.

Япония:

– налоговые и таможенные льготы (10 процентов);

– льготное кредитование;

– государственное финансирование технической модернизации;

– системы касс взаимопомощи;

– стимулирование кооперативной деятельности (объединяющиеся в кооперативы малые предприятия могут получить землю, льготные кредиты под развитие новых технологий).

США:

– налоговые льготы на первые 2–3 года;

– кредиты без залога под гарантии государства;

– долгосрочные кредиты с фиксированной ставкой для покупки недвижимости, оборудования, технологий.

Франция:

– налоговые льготы на первые 2 года;

– упрощенная система страхования кредитов;

– снижение отчислений на социальное страхование;

– помощь местных органов власти (оказание консультационных услуг, помощь в сбыте продукции и т. д.).

Китай:

– налоговые льготы на первые 5 лет;

– освобождение от уплаты аренды на первые 5 лет;

– одношаговая регистрация;

– низкопроцентные кредиты;

– субсидии на погашение кредитов до 2 миллионов юаней (более 290 000 долларов).