Мото-субкультура, или Жизнь за любовь к мотоциклу

Теплеет. Всё больше «мото» за окном. Очень неоднозначный вид транспорта. Одни им восторгаются и мечтают стать байкером. Другие раздражаются при виде лихо грохочущих мотоциклистов. Как правильно к этому относиться? Пишу “изнутри вопроса”. Имея 20-летний стаж вождения авто, села на мотоцикл и катаюсь.


Но я – не из байкерской тусовки. Ибо категорически не приемлю её ценности. Мотоцикл – просто транспорт, на котором ездит его владелец. А байкеры – участники целого движения, у которого есть своё лицо, и это лицо, на мой мотоциклистский взгляд, не всегда привлекательно.

Капля истории. Родина мотокультуры – США, где еще в 1924-м образовалось общество АМА (Американская Мотоциклетная Ассоциация), и у нее не сложилась бы такая мощная роль в истории мотоциклизма, если бы не Вторая мировая. Война вызвала огромную потребность в мото-транспорте, а по её окончании появилась уйма списанных мотоциклов, покупавшихся за копейки и активно тюнинговавшихся… А еще появилась масса отслуживших вояк, не нашедших себя на мирном поприще. Уже в 1947-м возникли клубы, члены которых гоняли на послевоенных железных конях и, прямо как в наши дни в России, упивались лёгким бандитизмом и вседозволенностью. В том же году случился первый нашумевший погром. Разогретая алкоголем и зрелищем байкерская молодежь устроила пьяный дебош, который получил впоследствии название «Холлистерский мятеж», по месту проведения ралли – город Холлистер, штат Калифорния. История эта до конца неясная, но получившая широкую известность из-за массовости беспорядков. Как такое бывает, знает практически любой, побывавший на обычной российской свадьбе. В общем, все били всех, кого-то зарезали, досталось и полиции, и «мирняку»… Так прошла первая нашумевшая презентация байкероского движения.
Американское байкерство породило целый ряд клубов с устрашающей стилистикой. Одни названия чего стоят: Pagans, Hell’s Angels, Outlaws МС, Bandidos, Mongols МС. МС во многих названиях байкклубов – сокращение от motorcycle club. Но встречается и MG – motorcycle gang (мотобанда)… Хулигански-преступная идеология внутри байкерского движения периодически вспыхивает и сегодня, но «очаги» мгновенно гасятся, а вся масса мотоциклистов ныне является вполне законопослушной прослойкой общества, прошедшей необходимую историческую и культурную закалку.
В 50-е – 60-е разбитное мото-движение перебралось в Европу, правда, по пути крепко видоизменилось. Переплелось с рок-музыкой, поставило во главу угла ценности братства, взаимопомощи и некоторой оппозиционности. Позднее, правда, рок отошёл на второй план, поумерилась и оппозиционность. Пришла абсолютная законопослушность.
Вот как описывает европейских байкеров один из российских блогеров, шокированный непохожестью на их российских «коллег»: «Ни один из виденных мною мотиков не ехал в городе больше 50-55 км/час!!! То есть ты едешь себе на автодоме сквозь какой-нибудь баварский или австрийский городишко 50 км/час, а перед тобой так же через весь город едет тройка спортов, пилоты которых все в кожкомбезах, резина по краям «лохматая» (стоя на светофоре рассмотрел), т.е. ребята «поливать» умеют, но никто из них даже не рыпается обогнать впереди идущую машину, влезть в междурядье, протиснуться справа… И едут они так 5-10-15 минут, столько, сколько нужно… Автобаны Австрии, Италии — моты едут в потоке 100-130. Все. Хотя нет, одно исключение было — Голда с подмосковными номерами)))»
В России же байкеры – я говорю о некой общей массе, в которой, безусловно, есть исключения, – категорически не соблюдают ПДД. В мото-сообществе принято “струиться” между рядами, иногда задевая зеркала тех, кто не успел “раздвинуться”. Понятно, что мотоцикл гораздо уже машины и легко проедет там, где машине не протиснуться. Но разве другие участники движения не торопятся? Конечно, торопятся. Но у них с байкерами – вообще разная мотивация. Байкер не едет по делам, он “катосит”. Это же хобби! То есть там, где люди едут на встречи, в офис, на завод, на стройку, за детьми – байкер развлекается, “струится”, вываливается вперёд перед стоп-линией. Ему надо уступить. И автомобилисты уступают (а что, есть варианты?)…
Байкеры выезжают на встречку в случае пробки, не задерживаясь ни секунды, презрительно попыхивая выхлопом на стоящие в очереди автомобили… Как это назвать, я даже не знаю. Почему надо создавать угрозу жизни себе и окружающим, руководствуясь только тем, что твой транспорт узкий? Ведь когда встречная машина приблизится – байкер неизбежно вотрётся в свою полосу. И ему уступят. Потому что никто не хочет проблем…
Скоростной режим – это отдельная песня. Номер спереди на мото отсутствует, камеры его могут засечь только те, что “стреляют в спину”. Доблестные сотрудники ГИБДД в немом восторге аплодируют любому байкеру. Такое впечатление, что они всей службой записались в болельщики и поклонники данного движения. “Мы же байкеры! Нам можно!” – этот девиз окружает всё байкерское сообщество. Въедается в сознание. И бодро расширяется в этом уже отравленном вседозволенностью сознании и на другие сферы жизни…
Вот что пишет тот же блогер: «Даже не берусь представить, сколько жизней такое же [как в Европе] отношение к скорости в населёнке могло бы сохранить у нас. Но у нас – особый путь, у нас мот — самое бюджетное средство разогнаться до 100 за 3-4 секунды…»
Но почему такой жуткий контраст? Почему в Европе байкеры – нормальные люди, дисциплинированно соблюдающие закон, а у нас царит близкая к преступному хулиганству дорожная анархия? Может, дело в корнях и скрепах?
Наш самый, пожалуй, знаменитый байкер – глава «Ночных Волков» Александр Залдостанов по прозвищу Хирург, друг президента, основал в 90-е байкерский клуб, сняв кальку с западного ночного клуба «Секстон». Об источниках его доходов пишут разное. Ну кто в молодости горячей не чудил – оставим это истории…
Но, может, в России просто не хватает хороших законов, которые могли бы обуздать криминальные инстинкты клубных мотоциклистов?
В странах Европы, чтобы открыть полноценную категорию А, нужны возраст не менее 24-х лет и не менее 3-х лет стажа вождения. То есть европейцы считают мотоциклы настолько опасным видом ТС, что полностью доверяют управление им только тем, кто дожил до хоть сколько-нибудь сознательного возраста, безаварийно отъездил несколько лет и не причинил обществу вреда! Категории для более молодых – А1 и А2 – запрещают ездить на чем-либо объёмом двигателя больше 125 см. куб. У нас же – садись-катись! Категорию А открыть легче и быстрее, чем B! А уж купить через интернет подержанный десяти-пятнадцатилетний спорт со стёртыми тормозами – дело одного дня. И вот, готово! Горячий 18-летка уже за рулём, уже в братстве, и его голову туманит собственная крутость и вседозволенность!
Справедливости ради заметим, что в странах южной Европы – в Италии, Испании – горячая кровь мотоводов всё-таки даёт себя знать, там и нарушают почаще, и скоростной режим – понятие более относительное, чем в строгих Германии и Бельгии.

Но вот что касается катания девушек – всё так же, как и во всей евро-зоне. Пишут «наши»: «Особо не заметил катания тёлочек местными. Ибо ответственность велика — в случае ДТП расплачиваться здоровья не хватит… Тёлочка предпочтет с комфортом прокатиться на авто — чем на мотоцикле 50 км/ч по городу».
Но, думаю, дело не только в законах. Дело в исходной мотивации. В нашей стране байкерство притягательно, прежде всего, свободой от правил и ограничений. У российских байкеров –особые, свои законы – т.н. понятия. Это касается также и моральных ценностей. В российских байкерских сообществах царит свободный секс с уклоном в патриархальное доминирование. Действует правило: “села – дала”. То есть, становясь байкером, мужчина автоматически становится членом братства… или просто членом… к которому притягиваются жаждущие быстрых отношений девушки. Стоит заметить, мотивация у них, в основном, как можно понять, простая: найти парня. Если поиск удался, чаще всего желание кататься снижается до обычного желания развлечений, в котором мото-покатушки – далеко не единственны… Но до этого надо пройти нелёгкий путь “зачётной нажопницы”? К нажопницам отношение – абсолютно потребительское. Ещё их называют “двойками”… “Сзади двоечка примёрзла… Или заснула” – так относятся к пассажиркам некоторые байкеры. И девушки прыгают на эти пассажирские досочки позади пилота ради права обнять спину…
Прыгают, чтобы рискнуть жизнью. Ведь на пассажирских досочках намного опаснее, чем на пилотском сиденье! Резко стартанул – пассажирка осталась на асфальте… Резко ушёл в поворот, наклонив мот – и пассажирка снова на асфальте… Резко затормозил, сделал “гусиный манёвр” – и пассажирка там же, на асфальте… А лететь ей выше и дальше, чем пилоту. И на скоростях выше 60 км/ч угроза для жизни – прямая.
Многим девушкам байкеры кажутся «такими романтичными!», рыцарями в шлемах и латах, необыкновенными, немного “не от мира сего”, а потому способными на любовь… А правда жизни в том, что среди мужчин-байкеров тех, кто способен любить, ровно столько же, сколько и среди мужчин обыкновенных. Если не меньше. Ибо мото – игрушка эгоиста, развращающая сознание. Кто-то может устоять, имея прочный моральный стержень. А у кого-то благодаря железному коню мораль «нажимает на газ» и скрывается из вида…
«Есть контингент, – пишет один байкеров из глубинки, – который считает, что отдать сотку бакинских в ресторане за «свидание» еще ничего не значит, зато на 2$ бензина покатать девушку — точно дорога в постель. Да и контингент девушек, которые на это ведутся, тот ещё. Смеха для зашел месяц назад на форум своего города и увидел достаточное количество объяв типа: покатаю девушку на спортбайке «до утра». На фото какая-то дичь типа CBR 600 F1, который, судя по его виду, можно только толкать. Но самое смешное — три дюжины ответов типа «Миня!!! Миня катай!!!»
Благодаря некоторым сообществам в соцсетях байкерская субкультура пропагандируется, создаются всё новые группы. И из простого безобидного, ничем не вредного самого по себе хобби мотоциклизм в итоге превращается в социальную травму, разрушающую семьи, калечащую души и непрерывно убивающую…  Большая часть мотоциклов в авариях – спорт-байки: у них априори выше скорость.
Вдумайтесь! Людей уносит не дело, не случай, не терроризм и не борьба за власть! Хобби. Дикое увлечение, монструозно видоизменившееся из спорта в общественного вампира, вывернувшего все человеческие законы и ценности наизнанку!
Дело и в корнях, и в законах, а еще в том, что пресловутый российский менталитет с рабством, укоренившимся где-то очень глубоко в мозгу, – ну, очень благодатная почва для любого бандитского движения, приправленного обманной романтикой «спорта – техники – мужественности»… Чем ещё рабу себя потешить, если не «быстрой ездой» и утверждением своего ущербного «я» хотя бы за счет нарушения ПДД и норм морали?
Разве это спорт – «катосить» между рядами, непрерывно подвергая опасности жизни горожан? Разве это любовь к технике – купить за бешеные деньги бешеный же спорт-байк, в котором от высокомерия даже не хочешь разобраться, ибо ты «не слесарь», а «спортсмен»? Разве это мужественность – посадить себе за спину не очень умную одинокую девушку, которую оботрёт на повороте о фуру, пополнив статистику Росстата? Но это – Россия…
В Петербурге, правда, ситуация, вроде, не совсем беспросветна. 4 мая состоялось Мотооткрытие сезона 2019 в Петебурге. Организация от «Мотосовета» оказалась на высоте, движение было перекрыто, колонна благополучно проследовала по маршруту. Из трудностей участники рассказали только об узком месте с подъёмом и колейностью при заезде на Большеохтинский мост, на котором завалился мотоцикл, ненадолго создав пробку. Такие места требуют хорошего владения техникой… Начало неплохое! Но впереди – жара, лето…

Алена Ананьева