Пришла весна, а с ней благорастворение воздухов и мотоциклисты на дорогах. Вслед за ними потянулась ежегодная волна раздражения, возмущения и просто ненависти – бессмысленная и беспощадная ©.
А так как газеты, журналы и интернет-издания своей периодичностью обречены на регулярную поставку потребителям склеенных в слова буковок, то журналисты, не нашедшие лучшей темы, незамедлительно взбираются на самый гребень этой волны и излагают свои мысли. Содержание их сводится к формуле краткой, но ёмкой: «Байкеры – уроды» (см. – здесь).
Однако такая лаконичность, хоть и состоящая, по мнению Чехова, в кровном родстве с талантом, никоим образом не образует статью или даже коротенькую заметку. Поэтому неизбежно приходится обставлять тезис введением, доводами, историями и рассуждениями. То есть врать, врать и врать.
Нет, не то что бы среди «байкеров» не было «уродов». Имеются. Примерно столько же, сколько среди филателистов, лесничих и скрипачей. Как в среднем по больнице. Не меньше, конечно, но и не больше.
Враньё в другом. А в чём, тому следуют пункты:
1) Первое вранье – существование неких сходных друг с другом до степени смешения © «байкеров», неотличимых от мотоциклистов. Какие-то смутные воспоминания о каких-то американских фильмах придают этому слову неопределённо-зловещий ореол. «Байкеры» – это мотоциклисты, мотоциклисты – это «байкеры». Сел на мотоцикл – и сразу вступил в компанию антиобщественных личностей, опасных и злоумышленных.
Людей, которые ездят на мотоциклах, в РФ не меньше миллиона (и это ещё очень скромная оценка, скорее всего заниженная). Их мотоциклы различаются между собой не меньше, чем дедушкины жигули-классика и Lamborghini сына топ-менеджера крупной московской компании. Не меньше различаются между собой и сами мотоциклисты. Не меньше различий и в их, с позволения сказать, самоидентификации, слэнге, финансовых возможностях и стиле жизни. Многие, очень многие терпеть не могут, когда их называют «байкерами». Иные многие только так себя и понимают.
Одним словом нет «единых байкеров». Это жупел.
2) Второе вранье: мотоциклы невыносимо шумят.
«Мимо пролетел – я чуть не оглох», «ребёнок каждый час просыпается от их визга» и т.д. Интернет полон этих бессильных жалоб. Гм-гм. Да, бывает. Как уже сказано, уроды встречаются и среди мотоциклистов. Они нарочно устанавливают выхлопную систему, производящую ужасный шум. Это очень нехорошо, спору нет. Но таких людей, к счастью, сравнительно мало. Может быть, чуть больше, чем автомобилей с прогоревшим глушителем, которые ревут, как реактивный самолёт – но именно что чуть-чуть. Шум, производимый большинством мотоциклов, укладывается в стандарты, нормы, ГОСТы и как оно ещё там называется. Не одну я видел тонированную приору, музончик из которой напрочь заглушал звук моего мотоцикла «Владимирским централом».
Да, шумят. Но не «невыносимо» и не все.
3) Третье враньё: носятся как угорелые.
Да, бывает. Но таких меньшинство. Те, кто делает это умело, никого волновать не должны – они промелькнули, и нет их. Те, кто это делает неумело, быстро сходят со сцены. Из-за того, что у среднего мотоцикла динамика лучше, чем у средней машины, мотоцикл быстро уезжает со светофора, и возникает иллюзия, что он разогнался очень сильно. Из-за того, что мотоцикл меньше автомобиля, его скорость со стороны кажется выше. У меня не самый медленный мотоцикл, но меня часто обгоняют разные дорогие машины. С бешеным рёвом двигателя иногда (см. пункт 2).
4) Четвёртое враньё: «междурядье».
Что такое это несчастное «междурядье», никто из говорящих о нём со злобой во взоре толком объяснить не может. Да, мотоциклисты часто ездят между машинами, движущимися в соседних полосах. Для ненавистников будет, наверное, неожиданностью узнать, что это не запрещено правилами дорожного движения и никакого нарушения здесь нет. Несколько лет назад главный ГИБДДшник страны даже написал об этом официальную бумагу. Ничего плохого в езде между автомобилями нет. Нет и рационального объяснения тому раздражению, которое такая езда вызывает у не очень умных людей. Однако враги мотоциклизма пишут об этом так, как будто бы в езде между автомобилями, очевидно, заключается некое страшное преступление, попирающее общепринятые нормы морали и нравственности ©.
А нет его. Ни преступления нет, ни “междурядья”.
5) Пятое враньё: мотоциклисты сами всё время бьются и разбивают чужие машины.
Да, мотоциклисты попадают в аварии. При этом к большинству аварий с мотоциклами приводят нарушения ПДД водителями автомобилей. Это факт.
6) Шестое враньё: моральный облик мотоциклистов.
Это отморозки, противопоставляющие себя обществу, презирающие законы Божеские и человеческие, эксплуатирующие наивных женщин… стоп-стоп-стоп! Что же мне это напоминает? У кого же моральный облик-то точно такой же был? Ааааа! Конечно! У стиляг. У фарцовщиков. У диссидентов. У негров. У евреев. У гомосексуалистов. Вообще у любого заметного меньшинства.
В этом и заключается печальный секрет необъяснимой ненависти к мотоциклистам. Они заметны, не совсем понятны, живут какой-то своей жизнью – и ненавидеть их приятно и безопасно.
В стране, в которой совсем недавно мотоциклы были транспортом бедных, и в каждой деревне гниёт по три-четыре осиротевших Урала или ИЖа, ничем другим объяснить эту ненависть нельзя.
К счастью, в последнее время она постепенно идёт на спад. У меня, во всяком случае, такое впечатление. И подвинутся иногда в пробке, и улыбнутся, и спросят, чё за мот. Какая, в конце концов, разница, кто на чём едет?
А уродов всюду больше, чем хотелось бы. Это да. И на мотоциклах, и на велосипедах, и на автомобилях, и даже в инвалидных колясках. И пешие тоже бывают. И один из лучших способов стать уродом – культивировать в себе беспричинную ненависть.
Не надо так.
Егор Начинкин