Сельскохозяйственных животных в мире много – полезных и даже вкусных. Лошадь, бесспорно, выделяется среди них – как красотой, так и количеством мифов, с ней связанных.
Взять хотя бы миф о знаменитой лошадиной преданности и верности. «Верный конь» давным-давно стал мемом. Да и кто бы не хотел, чтобы красавец (или красавица) принадлежал только ему? Отсюда, из ревностного тумана человеческих фантазий и являются лошади–однолюбы, преданные одному хозяину и готовые его на себе и с поля боя вытащить, и потом – если не удалось вытащить – на могиле от тоски и горя умереть.
«А по ночам мне снится конь…»
А тут ещё и мастера изящной словесности с их воспалённым восприятием всего прекрасного:
«Господь, сотворив лошадь, сказал ей: “С тобой не сравнится ни одно животное; все земные сокровища лежат между твоими глазами. Ты будешь топтать моих врагов и возить моих друзей. С твоей спины будут произносить мне молитвы. Ты будешь счастлива на всей земле, и тебя будут ценить дороже всех существ, потому что тебе будет принадлежать любовь властелина земли. Ты будешь летать без крыльев и разить без меча”…»
(Арабская легенда)
«Много красавиц в аулах у нас,
Звезды сияют во мраке их глаз,
Сладко любить их, завидная доля,
Но веселей молодецкая воля.
Золото купит четыре жены,
Конь же лихой не имеет цены:
Он и от вихря в степи не отстанет,
Он не изменит, он не обманет».
(М.Ю. Лермонтов. «Песня Казбича»)
«Лошадь гораздо щедрее, чем человек, одарена инстинктами и чувствами…
Нет ей равного на Земле животного».
(А. И. Куприн «Великий размах»)
И т.д.
А с другой стороны – карикатурный метросексуал из «Обыкновенного чуда» в исполнении Андрея Миронова с его обиженным: «Лошади – предатели!», адресованным кобылам, посмевшим поржать над министром-администратором.
Под таким мощным культурным прессингом у самого скептично настроенного иппофоба закрадётся мысль: а вдруг и правда лошади – самые верные друзья человека, лучше всех других людей и даже лучше собак, а может – о, ужас! – лучше котиков?.. Эта надежда особенно легко проникает в сердце, когда у самих людей – проблемы с однолюбством, преданностью и выносом с поля боя, про могилу вообще молчу, только Галину Бениславскую помню…
Однако, все эти сказки про лошадей – просто сказки. И до верной фанатки Сергея Есенина, добровольно принявшей смерть на могиле кумира, им скакать не доскакать.
«Догоню, протяну ему ладонь…» Если догоню, конечно
А дело всё в том, что лошадь – животное стадное, которое миллионы лет жило табунами. И она естественно и инстинктивно стремится в коллектив, и чувствует себя хорошо только в нём.
Тяготея к жизни в табуне с соплеменниками, лошадь признаёт человека просто как некую замену другим лошадям, правда, замену неполноценную. Смену хозяев, конюхов, спортсменов лошадь переносит легко. А вот смену окружающих её других лошадей или изоляцию от себе подобных – очень тяжело.
Знаменитый наездник и тренер Джеймс Филлис, автор настольной книги любого «лошадника» – «Основы выездки и езды», писал ещё в позапрошлом веке:
«Привязанность лошадь не чувствует, ей свойственна только привычка. Привычку лошадь приобретает легко, а иногда даже и слишком легко, и сохраняет её, и часто в ущерб делу. Это обстоятельство не следует упускать из виду. У одного моего приятеля была лошадь, которая шла на его голос, ржала при его входе в конюшню. Приятель полагал, что лошадь так к нему привязана, что не вынесет разлуки с ним. Я упросил его отдать мне эту лошадь на время. Я узнал подробно ее привычки и на другой день в обычное время заставил ее работать, причем подражал голосу приятеля. В награду, как делал он, дал ей моркови. В положенное время сам задал ей корм. На другой день я общался с ней своим голосом, и лошадь ласкалась ко мне, не замечая даже, что я не прежний ее хозяин».
Лошадь любит ласку и корм, который вы ей даёте, но не любит работать (только очень редкие сумасшедшие особи – трудоголики, как и у людей, впрочем). Вы её кормите и ласкаете – значит, вы хороший и любимый, а начали седлать и заставлять работать – вы изверг и садист. Вне этих двух видов взаимодействия вы для лошади вообще не существуете, не помнит она вас, не думает о вас, не заламывает копыта, не грустит, не плачет!
Мой личный опыт общения с лошадьми полностью подтверждает утверждение Филлиса. Да, кобыла Рея, на которой я ездила, ржала, когда я заходила в конюшню, но исключительно из прагматических соображений – в ожидании получения лакомства. Если же я шла ловить её в поле для работы, то с собой обязательно прихватывала ведро с овсом, потому что без этой приманки поймать её было просто нереально: едва завидев меня любимую, она с завидным постоянством и стремительностью сматывалась прочь. Иногда приходилось даже загонять весь табун в конюшню, чтобы эту «преданную лошадь» поймать. В общем, любила я её безумно, безответно, безнадёжно то робостью, то ревностью томима, а она просто пользовалась моими безответными чувствами и регулярно их обманывала.
Что касается поля боя, то известно: как только всадник покинет седло, лошадь будет спасаться бегством со всех ног. Лошадь – животное травоядное. Для выживания в природе ей куда важнее, чем преданность – осторожность, хорошая реакция и быстрые ноги. Эти качества лошади и сформировали в процессе эволюции.
Так что смелость лошадей – тоже миф. Лошади очень пугливы, и их первая реакция на любую опасность – убежать, что они и демонстрируют людям веками. Если бы они были другими – их бы давно сожрали зубастые хищники.
Ещё один миф – лошади очень умные, эдакие свифтовские Гуингнмы! Известный любитель лошадей Александр Невзоров так прямо и пишет: «Не существует какого-то особенного – человеческого – отдела мозга. Поэтому нет ничего удивительного в том, что лошадь может читать или составлять слова. Гораздо более удивительно было бы, если бы она не могла этого делать». Пожалуй, без комментариев. Скажу лишь, что да, лошади сообразительные, хитрые и обладают хорошей памятью, тут всё как у людей. Но особого «аналитического ума», как у дельфинов, слонов, обезьян или хотя бы свиней и людей, у лошадей, конечно, нет.
Миф о благородстве лошади – оставим для бледных дам с нежными локонами, пусть кропают стансы, сидя в сумерках у окна. Внешнее, показное благородство лошадей – несомненно. А вот поведенческого никогда не встречала, скорее наоборот. Каждого начинающего спортсмена учат при падении держать повод мёртво – чтобы если оторвать, то только с рукой. Уж, наверное, такое правило возникло не потому, что смелая, преданная и благородная подруга будет стоять с выражением сострадания на морде рядом с поверженным всадником. Как бы не так! Удерёт, как только почувствует, что узда ослабла.
Я уже не говорю, что падения всадника в большинстве случаев провоцирует сама лошадь – либо обманом, либо наглым высаживанием всадника «к ядрене-фене». А эти прекрасные «припадки «благородства» – когда лошадь с новичком разворачивается и несётся на конюшню, не обращая на него никакого внимания – наверное, беспокоится, чтобы он не простудился от быстрой езды и спешит дать ему поскорее отдохнуть в тепле на конюшне! Или вот лошадь невзначай наступила вам на ногу и, разумеется, совершенно случайно всю массу тела (500 кг) перенесла на эту же ногу. Тут уж от прилива встречных добрых чувств к благородной лошадке трудно не заорать благим матом…
«Ты лети, лошадка, пулей под рукой!..»
В СССР, в котором вся страна была подобна единому табуну, простор для мифов и легенд о лошадях был особенно широк. Даже целые конские породы выводились с прицелом на «верность и преданность». Считалось, что «наши, пролетарские» лошади – сознательные ударницы ком. труда, не в пример буржуазным индивидуалисткам. Эти мифы живы по сей день, только теперь «нашим» лошадям стали приписывать «наши» же национальные качества (замечу, столь же сказочные, как и лошадиные).
Вот что пишет, например, некий анонимный отечественный комментатор книги Джеймса Филлиса «Основы выездки и езды»:
«Многие отечественные породы, такие, как ахалтекинская, донская и будённовская, традиционно славились преданностью своим хозяевам. Легенды не единожды подтверждались и современными примерами из жизни, когда великолепно подготовленные животные отказывались работать под новыми всадниками. Часто это служит причиной ограниченного использования лошадей этих пород в классических видах конного спорта, где подготовку лошади ведет берейтор или тренер, а выступает на ней совсем другой человек. Многие европейские породы добились своей известности благодаря тому, что в свое время армейские лошади в обязательном порядке меняли своего хозяина. Так, например, в Германии кавалеристы каждые десять дней пересаживались на другую лошадь своего полка, что было обязательным и совершенствовало навыки верховой езды. У нас же до сих пор звучат песни о верности и преданности боевого коня своему хозяину. Видимо, каждая нация создает породы, соответствующие ее особенностям и требованиям, к ним предъявляемым».
Вообще, из этого комментария, больше похожего на торжественную оду, если понимать его буквально, следует, что отечественные породы в конном спорте использовать нельзя, ввиду полной профнепригодности. Ну, и чёрт с ним! Главное ведь для нас, говорит «специалист», не в конкуре участвовать, а петь песни и сочинять легенды. То есть – наши породы выводились исключительно для фольклора, и прикладного применения не имеют. Но даже если и так, всё равно комментатор ускакал куда-то не туда, в какие-то совсем завиральные дали.
Начнем с того, что ахалтекинская порода – не отечественная. Это самая древняя культпорода (около 5000 лет), и выведена она на территории Туркмении. Донская порода – отечественная, тут не поспоришь (хотя и с оговорками – об этом подробнее чуть ниже). Формировалась она, как порода исключительно табунного содержания, и те особи, кто плохо уживался в лошадином обществе или мешал работе табунщиков, выбраковывались. А это значит, что обладать описанными в отрывке мифологическими свойствами – особой привязанностью к конкретному человеку – донская лошадь никак не могла.
Что же до главной мифообразующей из перечисленных пород – будённовской, то она, увы, отечественная лишь на самую малость.
«Государственно дело – ты улавливаешь суть?»
Выведение этой породы началось ещё в 1920-е годы стараниями экс-командира Первой конармии и сталинского «кореша» Семёна Буденного. Коммунистам во что бы то ни стало надо было придумать альтернативу дончакам, которые дискредитировали себя тем, что покорно становились под белых офицеров и казаков. Разве ж пристало красному командиру на такой вражеской лошади гарцевать? Вот и собрал тогда Будённый своих боевых генералов и приказал в кратчайшие сроки вывести чудо-породу – будённовскую. Краскомы вызвали селекционеров и строго наказали: сделайте нам коня, чтобы и под танк, и в горящую избу, и с поля боя с санитарной сумкой на боку! И побыстрее! Ну, селекционеры, понятное дело, дружно ответили: есть! Пятилетку – в два года. Селекцию – в два счёта!
И что придумали селекционеры, чтобы не прослыть врагами народа, тормозящими наступление светлой эру коммунизма? А вот что: взяли классово чуждую донскую породу и скрестили её с совсем уже вражеской – английской чистокровной верховой. Придумать это было тем сподручнее, что саму донскую породу в свое время улучшали теми же чистокровными англичанами аж с 1813 года, в заводе атамана Платова. Так что и придумывать ничего по сути не пришлось. По данным «Справочника частных конных заводов» за 1904 год, все конные заводы западной части Задонья имели если не чистокровное, то обязательно полукровное отделение.
С 1926 по 1940 год пригнали красные командиры с селекционерами на конные заводы более 70 английских чистокровных жеребцов, но… Но дальше что-то пошло не так. Не смогли высококровные помеси жить в примитивных условиях табунного содержания, поскольку английская чистокровная лошадь, несмотря на все свои основные табунные инстинкты, привыкла жить в комфортабельных денниках (помещениях для индивидуального содержания без привязи) и приспособленческими навыками не обладает – такова плата за высокую работоспособность. А может, саботажничать стали вражеские буржуазные зоотехники и вступили в преступный сговор с недобитыми аристократами-жеребцами? И не дали за год-другой вывести новую советскую породу! Оттягивали, как могли, момент славы советского коннозаводства и рождения легенды о будённовской чудо-породе.
Но, в конце концов – 1937 год, видать, был не зря! – всё-таки сляпали породу, как говорится, на коленке, и сказали красным командирам – вот вам, дорогие вы наши, лошадь прекрасная! Проверьте-ка её в бою! Но в бою будённовскую лошадь так проверить и не успели. Воевали в Великую Отечественную красные казаки всё на тех же предательских дончаках. Зато уже после войны генералы и весь советский народ выпил и песни спел про новую славную породу, верную и преданную, когда вышло постановление Совета министров СССР за № 4210 от 15.11.1948 г., официально «учредившее» будённовскую породу. В общем, не селекционеры создали новую породу, а советская власть во главе с генсеком.
Что ж, какие создатели – такие и создания. Очень быстро оказалось, что будённовские лошадки – не особо красивые (особенно по сравнению с заводскими породами Европы), да к тому же со скверным характером – враждебны и строги к людям. Такой брыкалистой животине хотя бы одного хозяина найти! Не все хотят убиваться, на любителя это. И хорошо, если этот хозяин окажется доминантным, тут у строптивого коня всё сразу по феншую табунной иерархии – доминантный вожак главный в табуне, ибо закон табуна не обсуждаем. Но если вдруг следующий хозяин окажется потрусливее, то тут же скрутит его непокорный коняга в бараний рог, а люди скажут – предан он, чертяка, старому хозяину! – и всплакнут от умиления.
Одним словом, породу в самом деле вывели «с национальными чертами». И поползла легенда о «верности будённовцев одному хозяину», я бы даже сказала – Хозяину…
При этом внутрипородные типы в будённовской породе – почти идентичны с донской породой (только в донской их на один больше). Ну, так добавили бы ещё один тип в донскую породу – будённовский, и все дела! Речь-то, по сути, идёт не о новой породе, а о вариации дончака – в виде высококровной помеси. Но нет. Решили назвать дончака с примесью английской чистокровной «буденновцем».
Самая знаменитая лошадь будённовской породы – жеребец Рейс 1967 г.р. – абсолютный чемпион СССР под седлом Галины Зотовой и Геннадия Хаяйнена. Золотой призер в командном зачете XXII Олимпийских игр под седлом Виктора Асмаева. Вот его pedigree (родословная): отец – чистокровный английский верховой Рубильник, мать – англо-донская Эпопея. На основании такой pedigree Рейса правильнее было бы отнести к верховому внутрипородному типу донской породы. Рейс на ¾ – чистокровный англичанин, и вся его уникальность и феноменальный прыжок, увы, от отца Рубильника – жеребца выдающегося чистокровного происхождения линии Дарк Рональда, сына чистокровного Рауфбольда. О каких заслугах будённовцев можно говорить, если их лучшие представители на ¾ крови – английские чистокровные? Уж если и слагать легенды по праву, то про донскую лошадку, знакомую и с англичанами, и с атаманом Платовым, как мне кажется, а не о Будённом и его селекционно-кавалеристских атаках.
Кстати Рейс, по словам его тренера Антона Афанасьевича Жагорова – в совершенстве овладел неповиновением, и не был ни однолюбом, ни преданным другом. Но спортсменам, которые были связаны с ним, это не мешало его любить.
«…Асмаев в день рождения Рейса появляется у него в деннике с цветами. Не знаю, что потом делает Рейс с букетом: съедает ли его, сожалея о дурном вкусе своего партнера, который отдает предпочтение жестким гвоздикам перед сочным клевером, или благоговейно нюхает… Но сам факт подношения Рейсу букета вызывает у меня большие симпатии к Асмаеву.
— Интересно, — говорю я, — Рейс понимает, что Асмаев его любит?..
— Как ученый, обязан вам ответить: «Нет». Здесь ведь все по Павлову — построено на условных рефлексах… Но я могу вам ответить, как человек: «Мне кажется, что Рейс все понимает. Хочется в это верить…»
— Мне тоже, — признаюсь я»
(Из статьи Коршунова. А “Коневодство и конный спорт” № 4, 1981 г.)
Одним словом, если вам недостаточно просто сознания того, что лошадь – самое красивое, изящное, прекрасное и удивительное животное на земле, если вам нужна лошадиная верность и преданность (а равно важны национал-будённовские приоритеты), то лучше от любви к лошадям воздержаться.
Любовь к лошади не предполагает владения ею. Предоставьте лошади быть просто лошадью и не требуйте от неё ничего большего.
Лошади если и люди, то с ограниченными духовными возможностями, поэтому любите лошадей за двоих, и не заставляйте их отвечать взаимностью, ибо бремя истинной любви тяжело, а любовь в обмен на ведро с овсом – унизительна.
Клара Шох, коневед и конелюб