Первая в России выставка настоящего идола модной фотографии, который, кажется, отснял всех, кто добирался до вершин модной индустрии в последние три десятилетия. И опубликовал их во всех журналах, которые считаются законодателями мод. «Город 812» нашел три причины, чтобы посмотреть выставку Марио Тестино.
Причина первая. Биография знаменитого фешен-фотографа. Родился в Лиме, учился там на экономиста, забросил это дело, шлялся по пляжам Рио-де-Жанейро. Понял, что надо как-то зарабатывать на жизнь. Подался в Лондон, где работал официантом (потом говорил, что тогда получил навыки налаживать контакты с моделями). В девяностые годы вышел в люди, сфотографировал Мадонну и проснулся знаменитым. На выставке показано одно ее более позднее фото 1998 года.
Появились заказы от самых престижных модных домов (Chanel и Gucci) на съемки для самых раскрученных журналов моды (Vogue и Vanity Fair). Потом – фотосессия принцессы Дианы, а затем помолвки принца Уильяма и Кейт Миддлтон. И вот уже персональная выставка в Национальной портретной галерее в Лондоне, кавалерство ордена Британской империи и еще несколько наград. Топ-модели, например Кейт Мосс, заявляют, что не расстаются с собственными портретами, созданными Тестино.
Но год с лишним назад в «Нью-Йорк Таймс» появляется довольно большая статья с обвинениями Тестино в сексуальных домогательствах. Свидетельствуют исключительно мужчины. Фотограф сразу теряет несколько крупных контрактов, закрывает свой нью-йоркский офис. Скептики говорят, что карьера Марио закончена. Оптимисты верят, что Тестино еще себя покажет. Если не в модной фотографии, то в фотографии вообще.
Причина вторая. Когда смотришь на полсотни огромных отпечатков, созданных в 1996–2015 годах, самый популярный формат 126–166 см, возникает ощущение абсолютной невсамделишности происходящего. Дженнифер Лопес со сворой доберманов-пинчеров, Лара Стоун в платье-лебеде, Карли Клосс в виде серебристой русалки. Николь Кидман на фоне ампирного интерьера в Бакингемшире, Наталья Водянова – барочного зала в Венеции. Кейт Мосс в красной майке и белой балетной пачке в ботинках на такой высоченной платформе, что каблуки висят в воздухе. И все это на фоне национальных гвардейцев в строгой форме. Только черно-белый портрет Деми Мур 2003 года кажется реальным. И от него оторваться невозможно.
Как-то Тестино заметил: «Когда люди пытаются критиковать фешен-фотографию, утверждая, что она нереалистична и не отражает настоящую жизнь, я испытываю недоумение. Ну, конечно же, она нереалистична, в этом-то и весь смысл!»
Только все это в прошлом, и дело не в отсутствии пирсинга и татуировок на холеных телах моделей. Натиск виртуальности порождает других идолов. Фешен-фотографам в нем нет места. Как и журналам, где они публиковались.
Причина третья. Проверка зрительной и зрительской памяти. Один снимок назван «Нью-Йорк. Vanity Fair. 2008». На нем Тестино сфотографировал вместе шесть супермоделей. Если вы не знаете ни одной, значит, вы бесконечно далеки от мира моды. Может, и к лучшему. Но если с ходу вспомните имена всех шести, то вы основательно подсели на модные журналы. Надо слезать.
Вадим Шувалов