По прогнозам ректора Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова, по итогам этой абитуриентской кампании недоберут студентов 50 процентов негосударственных вузов и 20 процентов государственных.
О том, как нехватка абитуриентов отразится на петербургской высшей школе, мы говорим с ректором Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения Анатолием ОВОДЕНКО.
– В этом году все вузы России впервые набирают студентов по результатам сдачи ЕГЭ? Это усложнило работу вузов?
– Не только это. Я проанализировал контрольные цифры приема этого года на бюджетные места для 50 государственных вузов Петербурга. Сравнил их с цифрами приема прошлого года. Получилось – бюджетный прием в государственные вузы Петербурга увеличился на 464 места. Но он не просто увеличился – и структура этих бюджетных мест изменилась: произошло сокращение бюджетного приема на юриспруденцию и экономику и увеличение приема на инженерные специальности. В результате появилась большая проблема – откуда взять этих студентов?
– Завлекать.
– Сейчас уже поздно. На технические специальности могут идти только люди, которые сдали три ЕГЭ – два ЕГЭ, чтобы получить аттестат, а третий ЕГЭ – профильный. То есть ребенок должен был заранее выбрать то направление, которым он хочет заниматься дальше, и сдавать по нему третий экзамен. Если он выбрал ЕГЭ по химии или биологии – это комбинация для медицинских вузов и Технологического института. Те, кто сдавал географию, – могут выбрать только Гидромет и географический факультет СПбГУ. Для технических специальностей профильные ЕГЭ – это либо физика, либо информатика.
– И сколько желающих пойти в инженеры в Петербурге?
– Известно, что всего аттестаты в Петербурге получили около 30 тысяч человек. Из них половина – 15 тысяч – выбрало третьим экзаменом обществознание. Это те, кто решил пойти учиться на юриста или экономиста, а не на инженера. Из этого следует, что исходя из бюджетного приема, который на экономистов и юристов уменьшился, и с учетом иногородних, которых приезжает в 1,5–2 раза больше, чем местных абитуриентов, никаких проблем с приемом на экономические и юридические факультеты у государственных вузов, а, следовательно, и у негосударственных, не будет.
– А с приемом на технические специальности сложности будут?
– Бюджетных мест по этому направлению – 11 – 12 тысяч. Профильные ЕГЭ в Петербурге выбрали порядка 11 тысяч человек. Но мы не знаем, куда они пойдут, – сейчас абитуриент может подать документы хоть в сто вузов, он может послать документы по почте, и я обязан их принять. И вот ректор может радоваться, что он набрал 800 человек, а потом окажется, что из них 200 человек к нему не пришли.
– И что тогда делать ректору?
– Раньше ректоры продолжали вступительные испытания. А теперь этого делать нельзя. И новые абитуриенты ниоткуда не появятся. Появятся только те, кто имеет льготы, и иностранцы – впрочем, иностранцы в массе не имеют права поступать на бюджет.
– Льготники не сдают ЕГЭ?
– Да. У нас же сначала постановили, что ЕГЭ будут сдавать все поголовно. Потом стали делать исключения. Разрешили не сдавать иностранцам, потому что подумали – какой иностранец поедет сдавать ЕГЭ на русском языке. Потом сделали исключение для вечерников и заочников – стали фантазировать, что, если какой-нибудь человек окончил школу семь лет назад, когда никакого ЕГЭ не было, и затем годами сидел на полярной станции, он этого ЕГЭ никогда не сдаст.
Потом сделали исключение для людей с ограниченными физическими возможностями. Тут, кстати, проблема. Им справки дают поликлиники. И в них не пишется диагноз, а мы не имеем права эти справки проверять. И сколько будет этих льготников – это совершенно непредсказуемо.
– То есть вам вся эта затея с ЕГЭ не нравится?
– Говорили, что главный плюс ЕГЭ – доступность высшего образования для всех. И это объективно есть. Потом стали кричать о борьбе с коррупцией. И правильно – теперь вузы не в чем обвинять, мы вообще никак на прием не завязаны. Есть, правда, вопросы к качеству школьного образования – зачем школьникам теперь ходить на историю или на физкультуру, если по ним ЕГЭ нет. И вопросы к организации приема ЕГЭ – известны истории в горных республиках, в сельских школах – дети пришли, а учителя за них на вопросы ЕГЭ отвечают. Но в Питере такого нет.
– Ректоров вузов интересует заполняемость или качество абитуриентов?
– Конечно, качество интересует.
– Но ведь у вас задача: заполнить вуз студентами – бюджетными и коммерческими.
– Хорошими студентами. Кроме прочего, вузы проверяют по качеству обучения.
Что самое страшное для ректоров в ЕГЭ? Вот я обязан по каждому направлению – а у меня их сейчас 120 – выставить пороги. Если абитуриент набрал баллов больше этого порога (по физике, например), то он гарантированно становится моим студентом. Но поскольку он разослал свои документы в некое количество вузов, я узнаю, куда решил идти, не раньше 7 августа.
– Увеличилось количество бюджетных мест на технические специальности. В вашем университете – на 110. Как происходит такое увеличение – с вами Минобразования советуется?
– По идее, бюджетные места распределяются среди вузов на тендерах. Но помимо этого есть некий высший разум. Например, вице-премьер Иванов говорит: надо поддержать оборонную промышленность. И волевым порядком увеличивается количество бюджетных мест на условно оборонные специальности. Минобразования распределяет эти места по профильным вузам. Например, есть такая специальность, очень тяжелая для обучения, – “приборы навигации и управления”, раньше это называлась “гироскопы”. Бюджетный прием на нее у меня был – 10 человек. Как правило, мальчики. Потребность в таких специалистах – 4 – 5 человек в год. Просто заводов нет, где такие специалисты нужны. А сейчас мне увеличили прием на эту специальность до 40 человек.
– И что будет, если вы не наберете студентов на эти 40 мест?
– Если не наберу, то в теории не смогу набирать студентов по контракту. Но я наберу.
– Ректоры ведь заинтересованы в увеличении бюджетных мест – деньги вузам дают по числу бюджетных студентов?
– Все федеральные вузы финансируются исходя из определенной в Москве стоимости подготовки одного студента. Денег этих, конечно, не хватает полностью на обучение студента, но все-таки. Есть еще магистратура – в этом году впервые дают бюджетные средства на это. Но дают мало – деньги как за первокурсника, хотя стоимость обучения магистра выше. Так что деньги выделяются вузам пропорционально контрольным цифрам. И по закону, если ты недобрал бюджетников, ты не имеешь права набирать на контракт.
– Но недобор будет не у всех вузов и не по всем специальностям.
– Конечно. С экономистами и юристами проблем не будет. И проблемы с набором будут не столько по вузам, сколько по факультетам. Например, в СПбГУ разные ситуации на разных факультетах – аншлаг на юрфаке и филфаке и проблема с набором на матмех и физфак.
Вот Ярослав Кузьминов, ректор Высшей школы экономики, считает, что половина негосударственных вузов не наберет абитуриентов и 20% государственных. Да, такое возможно. Тут все зависит и от вуза, и от ректора. Понятно, что хороший ректор пытается гарантировать себе прием. Победителям олимпиад объявляет преференции. И в регионах работает. Чтобы случайности, связанные с ЕГЭ, исключить.
Кстати, другая сторона нынешней истории с ЕГЭ: у одних вузов может оказаться недостаток бюджетных студентов, а у других – избыток. Я уже говорил, мы заранее устанавливаем порог, гарантирующий абитуриенту поступление. И ждем, когда он определится, какой вуз выбрать. Но что будет, если ко мне придет на 50 человек больше, чем количество выделенных мне бюджетных мест? Я ведь никому не смогу отказать – потому что правила теперь такие.
– А порог поднять уже нельзя?
– Нет, в этом весь фокус.
– Что Министерство образования будет делать в таком случае?
– Неизвестно. Возможно, увеличат бюджетный прием по факту. Но сейчас этого никто не знает.
– Объясните, правильно ли, что технические вузы открывают у себя гуманитарные факультеты, называют себя университетами?
– У меня юрфак больше, чем юрфак большого университета. И никто мне не докажет, что у меня юридический факультет непрофильный. Когда я десять лет назад открывал этот факультет, я шесть докторов пригласил из большого университета. И сейчас у меня докторов и кандидатов наук на юрфаке в процентах больше, чем в большом университете. И юристов для Минобороны готовлю я, а не большой университет! Почему же он у меня непрофильный? Вообще, кто может называться университетом? Такой вуз, где есть не менее 7 направлений подготовки. У меня таких направлений 12. Каждый год я открываю по 5 – 7 специальностей. В прошлом году открыл “перевод и переводоведение”. Сейчас открываю “таможенное дело”.
– Это так легко – открыть новую специальность?
– Для того чтобы открыть, надо разобраться, есть ли в этом потребность. Потом получить согласие местной власти. Потом Комитета по занятости – чтобы я не плодил безработных. Дальше федеральное агентство решает – поддерживать или нет. Потом Рособрнадзор дает лицензию на специальность. Потом вуз участвует в конкурсе на бюджетные места.
Но это еще не все. Есть такое понятие “аттестация – аккредитация”. Она дается только после первого выпуска по специальности. И тут проблема – бронь от армии сейчас имеет только тот, кто учится на аттестованной и аккредитованной специальности.
– А вы каким образом определяете, что появилась потребность в переводчиках или таможенниках?
– Так это и есть работа ректора. Вот “перевод” я открывал не для бюджета, а для контракта – я понимаю, что туда придут люди. А мне нужно обеспечить качество обучения. Контрактники же свои деньги платят. Если обучение будет слабым – они разбегутся.
– Многие не могут разобраться, почему одних студентов учат 5 лет, других отправляют в бакалавры на 4 года. В этом есть логика?
– Это разные образовательные парадигмы. На “гироскопах”, например, нет никакого бакалавриата – потому что за 4 года сделать хорошего инженера невозможно. И врача – нельзя. А экономиста – можно.
– Это вы сами решаете – кому сколько учиться?
– Нет, это решает министерство. Оно истребляет специалистов, то есть тех, кто учится 5 лет.
– Так это же требование болонского процесса?
– Все, что у нас говорят про болонский процесс, – это некий набор условностей.
– И там нет требований про 4 года учебы на бакалавра плюс два года магистратуры?
– Нет. Советская система образования – это на самом деле немецкая система. Это все было взято из Германии. А есть французская система – там бакалавров и за три года готовят, и за четыре. Так что каждая страна действует по-своему. Болонская декларация – в ней совершенно другой смысл заложен, там говорится о стандартах, а не о годах обучения. Ну, хорошо, в Германии 5 лет учатся в вузе, а не 4, и кто-нибудь скажет, что в Германии плохое образование?
– Зачем же тогда у нас об этом говорят?
– Для чего это сделано? Это экономия бюджетных средств: чтобы бюджет не за пять лет обучения платил, а за четыре года. А прием в магистратуру сделан очень маленьким.
– А признание наших дипломов за границей?
– Какие признания? Никому там не нужны наши тысячи выпускников с конвертируемыми дипломами. Признание дипломов дает только прямой контакт между университетами. Еще важен рейтинг вузов по конкретным направлениям. Вообще, все решается даже не университетом, а школой. Вот есть физическая школа петербургского университета, и это все знают. И тут уже не важно, на каком месте в рейтинге сам университет.
– Вернемся к приемной кампании. Что будет, если вузы недоберут абитуриентов – они закроются?
– С государственными вузами, особенно ведущими, ничего не будет. Даже если они контрольные цифры не выполнят, они бюджетные деньги получат и контрактников наберут. Потому что выполнение контрольных цифр у нас не проверяют. А вот что будет с негосударственными вузами в условиях нехватки абитуриентов? Будут выкручиваться.
– Это как?
– Например, они не имеют права принимать без аттестата и без третьего ЕГЭ. Но они в такой ситуации возьмут любого, кто придет, потому что этим вузам деваться больше некуда. А если вдруг их на этом поймают, то им легче закрыться, а потом открыться заново.
Контрольные цифры приема на бюджетные места в некоторые вузы Петербурга
Контрольные цифры приема (бюджет) 2009 | Разница между 2008 и 2009 гг. | Контрольные цифры приема в магистратуру 2009 | |
СПб государственный университет | 2846 | 139 | 1434 |
СПб государственный технический университет | 2167 | 56 | 777 |
Российский государственный педагогический университет им. Герцена | 1678 | – 37 | 719 |
СПб государственный университет информационных технологий, механики и оптики | 1230 | 105 | 500 |
СПб государственный электротехнический университет “ЛЭТИ” | 1021 | – 21 | 450 |
СПб государственный университет аэрокосмического приборостроения | 813 | 110 | 245 |
СПб государственный университет экономики и финансов | 828 | – 30 | 115 |
СПб государственный университет технологии и дизайна | 579 | – 2 | 112 |
СПб государственная лесотехническая академия | 668 | 8 | 106 |
СПб государственный аграрный университет | 812 | 32 | 105 |
Балтийский государственный технический университет “Военмех” | 968 | 89 | 70 |
СПб государственный университет сервиса и экономики | 515 | 124 | 70 |
СПб государственный Морской технический университет | 816 | 115 | 63 |
СПб государственный университет низкотемпературных и пищевых технологий | 527 | 18 | 60 |
СПб филиал госуниверситета – “Высшая школа экономики” | 260 | – 20 | 60 |
Российский государственный гидрометеорологический университет (РГМУ) | 447 | 71 | 51 |
СПб государственный инженерно-экономический университет (ИНЖЭКОН) | 429 | – 45 | 50 |
СПб государственный горный институт им. Плеханова | 1157 | – 13 | 46 |
СПб государственный технологический университет растительных полимеров | 429 | – 26 | 46 |
СПб государственная академия физической культуры им. Лесгафта | 560 | – 10 | 45 |
СПб государственный технологический институт | 710 | – 3 | 26 |
СПб государственный университет телекоммуникаций им. Бонч-Бруевича | 590 | 80 | 15 |
СПб государственный архитектурно-строительный университет | 761 | 51 | 13 |
СПб государственный университет кино и телевидения | 502 | 20 | 12 |
Ленинградский областной институт экономики и финансов | 100 | 0 | 5 |
СПб государственный университет путей сообщения | 811 | -55 | 4 |
СПб государственный университет водных коммуникаций | 592 | -13 | 3 |