Как Путин оставил город без губернатора-хозяйственника

16 лет назад – 16 июня 2003 года – губернатору Владимиру Яковлеву сделали предложение, от которого он не смог отказаться. И в Петербурге начала новая эпоха.

 

Владимира Анатольевича Яковлева все время рисовали с вантузом. По крайней мере, в  газете «Комар», которую мы делали в конце 90-х, к фотографии Яковлева всегда пририсовывали вантуз. Это был такой опознавательный знак: если с вантузом – значит Яковлев. Газета была сатирическая. Яковлев реагировал на сатиру, может, и не спокойно, но с достоинством – не пытался изъять, закрыть или написать заявление в прокуратуру. То есть приличный человек оказался.

Их газеты “Комар” – вантуз справа. Остальное сейчас уже не кажется очень смешным.

Живьем Яковлева с вантузом я никогда не видел. Но в каске и резиновых сапогах видел – он очень органично в них смотрелся. В каске даже смотрелся лучше, чем без каски. А в сапогах лучше, чем в штиблетах. Полностью соответствовал тому образу, благодаря которому выиграл выборы у Собчака.

Говорят, это политтехнолог Кошмаров в 1996-м придумал Яковлеву слоган про то, что впереди большая работа, и постер с закинутым за плечо пиджаком. Хотели противопоставить: вот политик  Собчак – вот хозяйственник Яковлев.

И сработало. В результате Собчак проиграл, Путин уехал в Москву и стал президентом. А если б не уехал  – может, и не стал бы. По идее, Путин должен быть благодарен Яковлеву за такой поворот судьбы. Но упорные слухи ходили, что нет, не благодарен он Яковлеву. И даже некоторую неприязнь к человеку, пошедшему против Собчака, затаил. Понятно, что Яковлев всегда это отрицал. А Путин публично не высказывался.

Но, тем не менее, как только Путин стал президентом, на выборы против Яковлева бросили Матвиенко. Это была ее первая попытка занять пост губернатора Петербурга. В поддержку дали Марата Гельмана, придумали слоган «Город устал». Но быстро поняли, что шансов идти на выборах против Яковлева нет – народ все еще  хочет хозяйственника, отступили. И Яковлев в 2000-м выиграл с большим отрывом, не 90 процентов получил, но 70 – точно.

По нынешним временам то, что при Яковлеве  строилось, может, не слишком впечатляет. Но это было впервые – как Ушаковская развязка (не строили путепроводы при Собчаке). И за почти символические деньги – Ледовый дворец соорудили за какие-то 60 миллионов долларов (и ничего, до сих пор работает).

Какие-то встречи с Яковлевым-губернатором были – но запомнились не они. И не с ним. А с его женой – Ириной Ивановной Яковлевой.

Известно, что за каждым мужчиной должна стоять женщина – за Собчаком была Нарусова, за Яковлевым – Ирина Ивановна. Валентина Матвиенко в дополнительных женщинах не нуждалась – могла сама за себя постоять. А что за женщина стояла за Полтавченко – неизвестно. Поэтому, может, так незаметно его правление и прошло.

У Ирины Ивановны Яковлевой был офис на улице Маяковского. Маленький офис с незаметной дверью. Там Ирина Ивановна думала. Мыслей у супруги губернатора было много – она часто не заканчивала фраз, потому что новая мысль в голову приходила.

Одна из мыслей у нее была про зоопарк. Что нужен городу новый большой зоопарк, как в приличных городах. И каким-то образом осуществлению этих планов мешал директор старого зоопарка Иван Корнеев.

Как-то звонит Ирина Иванова и говорит: «У него выдра утонула! Представляете: выдра – и утонула!».

Это про Корнеева. Корнеева все журналисты любили, но выдра тогда действительно утонула. Корнеева в итоге с работы сняли. Но нового зоопарка не случилось, что теперь страшно жаль. Ведь вполне мог при Яковлеве зоопарк получиться. При энергии Ирины Ивановны и скромных деньгах, которых тогда на проекты тратили.

На втором сроке посыпались на Владимира Анатольевича разные политические неприятности. И Ирина Ивановна позвала в гости на дачу в Комарово. Это была государственная дача, закрепленная за губернатором. Она сейчас должна числиться за Бегловым.

На этой даче Яковлевы жили. Забор неприметный. За забором домик, который еще финны строили.

Губернатора на месте не было. Встречала  Ирина Ивановна – пойдемте, говорит, покажу, в каких условиях мы тут с Владимиром Анатольевичем живем. Вот смотрите: домик маленький. И уже покосился, потому что ремонта практически с финских времен не было. Это к тому экскурсия была, что в очень скромных условиях чета Яковлевых обитает. А позвала она поговорить о том, как городу жить в новой политической реальности и еще про что-то. И тут как раз очередная политическая неприятность случилась. Прямо по телефону об том Ирине Иванове сообщили. Сейчас, говорит Ирина Ивановна, я узнаю, кто за этим стоит. Вы тут, на веранде посидите, чаю попейте. И шмыг за ворота. Возвращается через полчаса. Я, говорит, всё узнала: Березовский стоит.

Ошибалась, конечно. Это не Березовский. Это Путин.

Потом Владимиру Анатольевичу сделали предложение, от которого он не смог отказаться. И он уехал в Москву вице-премьером.

 

Сергей Балуев