У нас считается, что Грузия радостно и добровольно вошла в состав Российской империю. Это не совсем так – может быть, и радостно, но не так, чтобы добровольно. Просто Грузию никто не спрашивал.
Грузия – это страна, на которую постоянно кто-то нападал и опустошал. Больше 20 раз Тифлис оказывался в руках захватчиков, частенько город разрушали до основания. Хазары, гунны, византийцы, арабы, сельджуки, монголы, османы, персы, – все здесь побывали.
В XVIII веке западная Грузия находилось в сфере влияния Турции, а восточная – Персии. Но Грузию тянуло к России. Все-таки православная страна. Только проку от России было немного.
Петр I отправился в Каспийский поход. Картлийский царь Вахтанг его поддержал. Русские ушли, а персы отомстили и свергли Вахтанга.
В 1761 году Ираклий II создал в восточной Грузии объединенное Картли-Кахетинское царство. Он тоже смотрел на Россию. И зачем-то ввязался в русско-турецкую войну, хотя ему угрожала не Турция, а Персия.
Ираклий ничего не получил от войны, кроме ухудшения отношений с Турцией, Персией и дагестанскими горцами.
Он хочет, чтобы Россия взяла его царство под покровительство. Екатерина II отказывает.
Через некоторое время Потемкин выдвигает очередной внешнеполитический прожект. Его фантазия в этих вопросах вообще не знала границ. Сегодня он мечтает воссоздать Византию, завтра – укрепиться на южном побережье Каспийского моря и взять в свои руки торговлю с Индией. Для последнего замысла Грузия могла и пригодиться. Поэтому Екатерина II удовлетворила старую просьбу Ираклия.
В 1783 году заключен трактат. Ираклий признает верховную власть и покровительство российских монархов. А Россия обязуется защищать Грузию.
Вот только защищала она как-то неважнецки. Русские войска уходят из Грузии, а в 1796-м персы во главе с Ага-Магомет-ханом превращают Тифлис в груду развалин. Только после этого Россия посылает в Грузию два батальона пехоты.
Через два года Ираклий II умер. На престол вступил его сын – Георгий XII. Он сообщил Павлу I, что стал царем. Очень хорошо, ответил Павел, только ты должен попросить, чтобы я тебя в этой должности утвердил. Георгий попросил – Павел утвердил. И права сына Георгия – Давида – тоже признал.
Георгий XII укрепил союз с Россией. Картли-Кахетинские цари, по сути, превратились в наследственных наместников. Но все-таки это был двусторонний договор.
Георгий вскоре умер. Его сын Давид провозгласил себя царем. Но Павел I сказал, что больше никаких царей не надо. Картли-Кахетия просто присоединяется к России. Добровольно. Хотя грузин никто не спрашивал.
Но Павла быстренько убили. Александр I на первых порах увлекался либерализмом. Он посчитал несправедливым «присвоение чужой земли».
Одновременно Александр увлекался и консерватизмом. Его раздражало, что Наполеон прогоняет законных монархов. А тут выходит, что Россия сама свергает законных грузинский царей.
А еще императору напели в уши его либеральные друзья из Негласного комитета. Нам бы, мол, своими делами заниматься, а не Грузию присоединять.
Но вокруг Александра околачивались и более мудрые, более государственно мыслящие мужи. Грузию надо брать, коли есть возможность, сказали мужи.
И отправили в Тифлис генерала Кнорринга. Он должен был изучить обстановку и ответить на два вопроса. Может ли Грузия «собственными своими силами обеспечить себя извне и искоренить внутренние междоусобия»? Все ли жители хотят присоединиться к России?
Ничего эта Грузия не может, там бардак, – ответил Кнорринг на первый вопрос. А жители – да, все хотят присоединиться. Все как один.
Чего делать Александру? Не референдум же проводить. Это будет уж слишком либерально. 12 сентября 1801 года Александр I издал указ о присоединении Грузии.
В этот же день русские войска генерала Лазарева окружили дом царевича (или царя – это как посмотреть) Давида и арестовали его. А затем увезли в Россию.
Давид был человек просвещенный и совсем не враг России. Он служил в русской армии, участвовал в походах и дослужился до генерал-лейтенанта. Конечно, он хотел остаться царем. С небольшими полномочиями, но царем. Кроме того, ему хотелось, чтобы при решении судьбы Грузии к голосу грузин тоже прислушивались.
Но Россия этого не пожелала. Грузию присоединили на правах обычной губернии.
Давид не сопротивлялся. Он жил в Петербурге, писал труды по истории своей страны, сочинял стихи и переводил на грузинский язык Вольтера.
В Тифлисе оставалась его мать – вдовствующая царица Мариам – с царевичами. В Петербурге посчитали, что они дестабилизируют обстановку. Поэтому их надо выслать.
Генерал Лазарев пришел к царице и стал за ноги стягивать ее с тахты. А царица взяла кинжал и убила генерала.
Мариам сослали в монастырь. Но ее сын сделал карьеру при дворе Александра I. Он похлопотал за мать, и экс-царицу отправили жить в Москву.
Так Грузия добровольно присоединилась к России. К нам, если вы не знаете, все присоединяются исключительно добровольно.
Глеб Сташков