Как-то само собой получилось, что кандидатом №2 в предвыборной гонки с заранее известным финалом стал коммунист Владимир Бортко. Он раньше всех начал размещать наружную рекламу (у Надежды Тихоновой она появилась только сейчас, а у Михаила Амосова ее до сих пор нет). Активно пиарится в соцсетях, прибегая к услугам популярных в оппозиционной среде блоггеров. Уже предложил товарищам-аутсайдерам договориться о коалиционном правительстве в случае победы одного из них. Список достижений, конечно, не очень богатый, но по крайней мере больше, чем у Амосова и Тихоновой. Плюс немного личной известности и вес партийного бренда. В общем, от ощущения, что Бортко — самый сильный из всех — не избавиться.
При этом Смольный никак не мешает ему набирать дополнительные очки, хотя у городской администрации есть для этого по карйней мере один эффективный рычаг: ограничение доступа к наружной рекламе. В прежние времена (например, на выборах в ЗакС, когда борьба действительно напряженная) разместить наружку для оппозиционеров, даже при наличии денег, было очень проблематично.
Вполне вероятно, что такое распределение ролей если не напрямую срежессировано штабом Беглова, то, по крайней мере, соотвествует его планам. Соотвествует с того самого момента, когда кандидатура режиссера как представителя КПРФ была согласована на уровне кремлевских кураторов этой кампании.
Есть красноречивый пример выборов Валентины Матвиенко в 2003 году. Сейчас уже мало кто помнит, но очень долго наибольшие шансы стать вторым после нее имел ныне пропавший из поля зрения Сергей Беляев. Однако незадолго до голосования в штабе Матвиенко решили, что выходить во второй тур с мужчиной ей опасно: патриархально настроенный избиратель может сделать неправильный выбор. Поэтому у Беляева вдруг резко кончились деньги, зато они появились у Анны Марковой. Маркова вышла с Матвиенко во второй тур и из двух женщин победила сильнейшая (кстати, на фото на заставке к этому тексту Матвиенко и Маркова во время теледебатов).
У Александра Беглова, к счастью, нет проблем с гендером, но есть проблемы с возрастом. Говорят, нынче избирателя посещают крамольные мысли, что одни и те же лица на протяжении 20 лет — это никуда не годится и нужны новые молодые. Поэтому ошибка первого этапа кампании, соглсование выдвижения от ЛДПР 40-летнего Олега Капитанова, была исправлена, хоть и довольно нелепо. Из всех оставшихся кандидатов самый лучший — Бортко, потому что он на 10 лет старше Беглова.
Таким образом, предположение, что штаб Беглова хочет видеть во втором туре престарелого режиссера-сталиниста, как минимум логично. Но дело в том, что, работая над реализацей этой задачи, бегловские пиарщики могут забыть о предыдущей: победить уже в первом туре.
Справедливости ради, впрочем, следует сказать, что у них самих такого желания по-настоящему никогда и не было. Ведь второй тур — это немного унижения, но зато новый бюджет на кампанию. Сам и.о. губернатора, конечно, расстроится. Но Александру Дмитриевичу объяснят, что только благодаря грамотным действиям первоклассных специалистов он вышел во второй тур с Бортко, а не каким-нибудь молодым и электорально-привлекательным конкурентом.
Станислав Волков