Почему в кризис в Ленинградской области обнаружился рост инвестиций

В то время как во всей стране продолжается экономический кризис, в отдельных регионах наблюдается ничем на первый взгляд не объяснимый расцвет. Объем инвестиций в основной капитал организаций Ленинградской области в первом квартале 2009 года составил 31,7 млрд рублей, что на 26,6% больше, чем в прошлом году за тот же период. Случайность это или тенденция? Ответ дал Петростат, предоставивший последние статистические данные в минувший четверг: по итогам 1-го полугодия 2009-го в Петербурге зафиксировано падение инвестиций в основной капитал на 21,4%, а в области – рост на 19,2%. Как же так получается?

        Кто дает деньги области?

Что характерно? Не существует мифа о щедрости русского человека. Он, конечно, щедр. Для себя, для других, но не для дела. В дело вкладываются иностранцы. Объем иностранных инвестиций в экономику Ленинградской области в первом квартале составил 537,6 млн долларов, что в 2,8 раза выше аналогичного прошлогоднего показателя. Данных о соотношении иностранных и внутренних инвестиций по второму кварталу пока нет, но, судя по открывающимся предприятиям, – тенденция сохранилась.

Ленобласть вошла в шестерку наиболее привлекательных для инвестиций регионов России, получив 4,5% от общего объема инвестиций в страну. Только за январь-март в экономику области поступило 537,6 млн долларов США, что находится на уровне около 29% от консолидированного результата субъектов всего Северо-Западного федерального округа. Точнее сказать – это долларовый эквивалент такой. Просто есть такой обычай на Руси все пересчитывать на доллары. На самом деле вкладывались, конечно, не только они. Какие деньги чаще всего вкладывают в экономику Ленобласти?

Прямые инвестиции в долларах США составили 84% от всех иностранных инвестиций в регион. Конечно, доллары США есть не только у американцев. Может быть, это россияне копят рубли, потом меняют их на доллары, чтобы открыть очередной заводик в области? Как бы не так.

По странам (такой анализ есть пока только по первому кварталу) инвестиции распределились следующим образом: $396,7 млн, или 73,8%, приходится на США, $47,9 млн (8,9%) – на Финляндию, $34,1 млн (6,3%) – на Австрию, $25,1 млн (4,7%) – на Нидерланды.

Из этих цифр становится понятной истинная причина неудержимого роста американской валюты. Большую часть заработанных долларов американцы вкладывают в стремительно крепнущие предприятия Ленинградской области! Вложили, заработали больше, зарплату отдали рублями, оставшиеся доллары снова вложили, еще заработали. И так без конца.

– Доллар укрепится из-за вложений в крепнущую экономику Ленобласти?

– Почему бы нет? – улыбается в ответ на наш вопрос  Шейла Гуолтни, генеральный консул США в Петербурге. – Конечно, Америка инвестирует не только в Россию, но вложения в Ленобласть – одни из самых эффективных. Думаю, американские инвестиции преобладают  в общем объеме, так как инвестируют в Ленобласть очень крупные американские компании и объем инвестиций соответствующий. В последнее время это International Paper, Ford, Craft…

– Я бы не стал фетишизировать иностранные инвестиции, – рассказал нам специалист из инвестиционной фирмы, работающей в том числе и с Ленобластью.

– Не думаю, что это самый эффективный способ развития экономики. Конечно, крупные вложения извне позволяют развивать производство здесь. Возможно, на данном этапе это неизбежно. Однако и большая часть прибыли при этом уходит за пределы страны. Чем больше будет инвестиций в отечественной валюте, тем лучше для страны, тем крепче рубль. Это видно сейчас на примере Китая.

На что дают?

Распределение инвестиций по областям в Ленобласти традиционное, принципиально не меняется начиная с 2000 года. И в этом году ситуация типичная. Больше всего инвестиций в основной капитал крупных и средних организаций приходится на развитие транспорта и связи – 34,4%, обрабатывающих производств – 15,3%,  сферы производства и распределения электроэнергии, газа и воды – 9,2%.

– Что интересно в структуре инвестиций Ленобласти сейчас, так это комплексные проекты, – рассказывает Владимир Петров из Комитета финансов Ленинградской области. – Усть-Луга – это не только порт и контейнерный терминал. Это и строительство города, и инвестиции в железную дорогу, и строительство автодорог, тысячи рабочих мест не только для жителей этого района.

Завод “Форд” во Всеволожске тоже уже не только завод по производству автомобилей, но и центр развития промышленной зоны.  Введена в строй первая очередь завода по выпуску штампованных деталей для автомашин. Для дальнейшего наращивания комплектующих предусмотрено создание специального технопарка во Всеволожском районе, под который отводится 80 га площадей.

Что еще характерно для современного этапа инвестирования в Ленобласть? Иностранцы начали инвестировать в переработку сырья. Инвестиции в обрабатывающую отрасль вышли на второе место, опередив вложения в электроэнергетику, торговлю; ремонт предметов личного пользования и прочие мелкопоместные потребности.

Пример – австрийская компания “Майер-Мелхноф Хольц” вложит 80 млн евро в завод по глубокой переработке древесины в деревне Чудцы Бокситогорского района. Заработало лесопильное производство,  на очереди – производство клееного бруса. Трудно представить более подходящий материал для строительства коттеджей, которые в скором времени, как только закончится кризис (а как уверяет А. Кудрин, он закончится максимум года через два-три), понадобятся многим –  хотя бы тем же 150 работникам этого предприятия, набранным из местных жителей.

А финская компания “Атрия Групп” инвестирует $70 млн для ввода в строй мясоперерабатывающего завода в Ломоносовском районе мощностью 35 тыс. тонн мясной продукции в год.

        Что при этом растет?

Объем промышленного производства в Ленобласти пока падает, что немудрено во время кризиса, однако гораздо медленнее, чем в Петербурге. Так, по данным Петростата, с января по июнь 2009 года он снизился на 9,9%, в то время как в Петербурге – на 21,7%. По ряду отраслей в Ленобласти наблюдается рост. 

Темпы падения промышленного производства в Ленобласти заметно замедлились – за первый квартал они упали на 7,6% (в Петербурге – почти на 20%), за второй – только на 2,2%. Если и дальше так пойдет, они вообще перестанут падать.

К сожалению, существующая система отчетности и закон об охране коммерческой тайны не позволяют проследить прямых связей между инвестициями и развитием конкретных предприятий или отраслей.

– От Петростата и Росстата мы получаем только котловую информацию, какую прибыль принесли все предприятия в целом, – рассказывает Владимир Петров. – В Росстате по половине предприятий закрыта информация о выходе продукции, это сделано по просьбе самих предприятий.

Поверхностный анализ, однако, позволяет понять, что быстрыми темпами развиваются не всегда те предприятия, в которые больше всего вложено денег.  Характерен в том же плане пример сельского хозяйства. Инвестиции в агросектор Ленобласти на одном из последних мест – 4,7% в общем объеме. А рост в сельском хозяйстве самый большой. Ленобласть уже обеспечила себя и Петербург курятиной, яйцами (в том числе перепелиными), молоком. Сельскохозяйственные предприятия Ленобласти по молоку и по мясу входят в шестерку самых производительных сельхозорганизаций страны, а те, что производят куру и яйцо, – на первом месте.

По итогам 5 месяцев объем производства по всему сельскому хозяйству в Ленобласти вырос на 5%, в животноводстве – на 8%, яйцо – на 7%. За 5 месяцев куры Ленобласти снесли более 1 миллиарда яиц. По 1 яйцу на каждого пятого жителя страны. Это по май включительно. А впереди – самые хлебные месяцы.

Если сегодня иностранные инвесторы начали вкладываться в переработку, то местные жители – в производство первичной сельхозпродукции, которая начала потихоньку выдавливать импорт из-за того, что американцы слишком много вложили в предприятия Ленобласти, слишком укрепили доллар и сделали менее доступными свои окорочка, которые и так-то выходили из моды.

Есть в Приозерском районе такой поселок – Ромашки. Раньше ничем особенным не выделялся. Приезжал я как-то туда на рыбалку лет 15 назад. Плотвой остался доволен. Было только жалко жителей района. Загибались последние совхозы. Тучное некогда жнивье порастало лопухами. Сегодня Приозерский район – один из самых процветающих по части сельского хозяйства. 

О семейном хозяйстве Братчиковых в Ленобласти ходят легенды. На каждом заседании правительства их непременно приводят в пример. Про свинокомплекс “Бор” рассказывают, что Братчиков много лет назад якобы договорился с руководством Приозерского района о том, что его семье предоставят бесплатно помещение на несколько лет, чтоб свиней растил, с условием, что будет продавать мясо по ценам ниже рыночных, а потому ему  и кредит льготный дали…

– Не совсем так, – рассказывает Владимир Братчиков. – 9 лет назад мы выкупили разрушенный совхоз “Братиево”, который занимался откормом бычков, но к тому моменту уже 10 лет не работал. Стали разводить свиней. Это был мой первый опыт в сельском хозяйстве. На первом этапе все держалось на маленьких начальных инвестициях, упорном труде и энтузиазме. 3 года назад мы получили льготный кредит по национальному проекту поддержки АПК – около 150 млн рублей. Значительную часть процентов по кредиту – 100% ставки рефинансирования, за нас платят бюджеты Ленинградской области и Российской Федерации. Администрация Приозерского района помогает нам на очень выгодных условиях организовывать выездную торговлю и продажу продукции в помещениях магазинов. Мы продаем свежую  мясопродукцию по цене на 10 – 20% ниже рыночных по разным группам товаров.

У Братчиковых уже два собственных магазина. С 50 голов в момент основания за 5 лет хозяйство разрослось до 3000 свиней и 30 работников, сейчас их 9000 (свиней). Жители Приозерского, Выборгского и Всеволожского районов души не чаят в свинине от Братчиковых, даже мраморную говядину из Китая уже не покупают. При чем тут американские, финские, австрийские и голландские инвестиции? Вообще ни при чем. Не в инвестициях дело.