В театр только с чеком

Закон Степлера ударил по  петербургским учреждениям культуры.

 

С 1 июля изменились правила посещения театрально-концертных мероприятий и продажи билетов.  Теперь кассиры обязаны выдавать чек на каждый купленный билет, а зрители – предъявлять чек по требованию билетеров.  Пока продолжается переходный период, публика еще не ощутила масштаба перемен. Но в театрах – тихая паника. Почему, и что делать? – разбирался «Город 812»

 

Билет без чека недействителен

 Новые правила введены федеральным законом  54-ФЗ, согласно которому все предприятия, включая шоу-бизнес, должны  передавать в налоговую  сведения о финансовых операциях онлайн – через специальные кассы. Поэтому с 1 июля 2019 года при продаже бумажных билетов (для электронных ничего не меняется), покупателю обязаны выдать чек из онлайн-кассы. Этот чек лучше сохранить до начала спектакля или концерта. Потому что пока не очень  понятно, как применять 54-ФЗ в зрелищных учреждениях.

Билетные сервисы  на своих сайтах разъясняют публике особенности применения нового закона, и в их трактовке перемены выглядят радикальными.

«Бланк билета без чека недействителен. Проход на мероприятие только по билету с чеком. Возврат денег только по билету с чеком. Если вы потеряете чек – можете не попасть на мероприятие, и вам откажут в возврате денег за билет», – предупреждает Кассир.ру.

Похожие разъяснения –  на сайте Билетер.ру: «При проходе на мероприятие Клиент обязан при себе иметь: бланк билета + чек БСО (бланк строгой отчетности, установленный 54-ФЗ)».

 

А что скажет налоговая?

 В театральном сообществе Петербурга сомневаются, что закон следует трактовать настолько по-драконовски. Для уверенности не хватает официальных разъяснений законодателей. Даже профессиональные юристы в замешательстве, а у деятелей культуры от 54-ФЗ  – легкий хаос и тихая паника. Но многие боятся откровенно высказываться о проблемах, опасаясь неприятностей со стороны проверяющих органов.

По словам юриста Ильи Ёлкина, занимающегося юридическим сопровождением Комитета по культуре Санкт-Петербурга, самая болевая точка  – изменение правил продажи билетов.

– Никто не отменял билет как бланк строгой отчетности, но появился еще один документ – чек. Вызывает вопросы неурегулированность в их соотнесении между собой. Например, приходит зритель. Что у него требовать – чек или билет? На каком основании требовать и то и другое? Закон говорит только о выдаче чеков при продаже билетов. Но закон не требует предъявлять чек! Даже, когда вы сдаете товар в магазин, по Закону о защите прав потребителей чек у вас не вправе требовать. Наличие чека не является обязательным условием для возврата товара. Прежде при продаже билетов не требовалось пробитие чека, и некоторые организации вообще никогда не работали с кассами. А ДТЗК (Дирекция театрально-зрелищных касс) например, распространил письмо, в котором говорится, что организации сами определяют, каким образом допускать зрителей на представления. Система новая, определенности нет. Кроме того, скоро примут изменения в Закон о культуре. Там тоже есть нюансы, связанные с распространением и возвратом билетов.  Как работать, как организовать учет? И как проверяющие органы и налоговая к этому отнесутся, в связи с отсутствием надлежащих разъяснений? – говорит Илья Ёлкин.

По словам источника, близкого к Комитету по культуре, «коллапса из-за нового закона не случилось, но проблемы есть у всех».

– Больше других попадают под удар те, кто работает с распространителями – тетеньками, которые по-старинке ходят по школам, садикам, учреждениям и там распространяют билеты. Раньше они просто брали их на реализацию, затем сдавали выручку и остатки билетов в кассу. Теперь, получается, для них нужно купить онлайн-кассы, которые стоят под 30 тысяч рублей! С распространителями работают Капелла,  театр «Буфф» и другие, – говорит источник.

 

Очень деликатная тема

 Глава Комитета по культуре Петербурга Константин Сухенко сообщил «Городу 812», что пока не выработано официальной позиции комитета по поводу новых правил продажи билеов.

– Стонут все. Говорят, что трудно работать. Но тема сложная, деликатная.  Надо взвешенно высказываться, чтобы понимать позицию фискальных и правоохранительных органов. Чтобы не обидеть театры, которым, вероятно, удобнее иметь наличку, и иметь уполномоченных.  Мы вникаем во все трудности, и даже, наверное, подготовим совместные предложения по корректировке закона, – говорит Константин Сухенко.

Представители учреждений культуры, которых коснулся 54-ФЗ – очень осторожны в высказываниях. Вот, что говорят самые смелые.

– Пока никаких проблем не испытываем: распечатываем чек, скрепляем его с билетом. Сейчас, в основном, идут зрители, купившие билеты до 1 июля. Все будет понятно гораздо позже, поэтому, считаю, анализ ситуации  правильнее делать в октябре- ноябре, – говорит директор и худрук театра «Приют комедианта» Виктор Минков.

По словам Валерия Лаппалайнена, главного администратора «Санктъ-Петербург опера», во время спектаклей в зале дежурят администраторы, которые специально смотрят, как зрители реагируют на новые требования. Пока – до окончания сезона – всех пускают  без чеков.

По словам Ольги Хомовой, гендиректора Академической капеллы Петербурга, в учреждении заранее готовились к ФЗ-54 – покупали оборудование, вели работу с кассирами, готовили бухгалтерию.

– Сейчас пускаем без чеков, потому что идет переходный период. Какое-то время требуется, чтобы публика привыкла. Некоторые удивляются. Не все же читали новый закон, зрители обычно этим не интересуются. У нас специально администратор работает, который разъясняет правила. Получается небольшая дополнительная нагрузка на персонал – администраторов, кассиров. Также были дополнительные вложения в покупку оборудования, – говорит Ольга Хомова.

Недавно она вернулась из Москвы, где проходил съезд Союза концертных организаций  (СКО) России, она является председателем Союза.  По ее словам, наибольшую озабоченность вызывает проблема работы с уполномоченными и онлайн-кассами. Особенно много трудностей в сельской  местности.

Юрист Илья Ёлкин комментирует:

– Вопрос с уполномоченным остался  не определенным, особенно, в свете первоначальных изменений, которые планировалось внести в закон о культуре. Распространителей – физических лиц хотели вообще исключить из перечня тех, кто может заниматься реализацией билетов. Это было направлено на борьбу с перекупщиками. Но в последней редакции законопроекта, который ушел сейчас в Совет Федерации, поправку отменили. Но есть другой нюанс: закон, который регулирует продажу билетов с чеками, распространяется только на индивидуальных предпринимателей и организации. На физических лиц – нет. По факту, им и не нужно выбивать чеки.  Однако к таким людям возникают вопросы у налоговой, хотя все налоги с вознаграждения платятся.  Были переговоры с Госдумой на эту тему, но в Правовом комитете, насколько мне известно, ответили, что ничего не нужно корректировать, так как сам закон ограничивает сферу действия ИП и организациями. А продажа билетов физлиц между собой не требует применения закона. Уполномоченные же не школам продают билеты, а родителям, как правило. И тогда возникают вопросы: как в этом хаосе упорядочить, к каким билетам чеки прилагаются, к  каким нет? – недоумевает юрист.

В Комитете по культуре грустно констатируют (неофициально), что главное в новом законе – это степлер. Без него теперь невозможно представить работу кассиров: они выдают билет и прибивают намертво степлером к нему чек. Во избежание недоразумений.

Елена Роткевич