Если летать, то в компании Матвиенко

Смольный пообещал создать новую базовую авиакомпанию в Петербурге. Об этом заявила Валентина Матвиенко в ответ на планы «Ростехнологий» ликвидировать базовую для аэропорта Пулково авиакомпанию ГТК «Россия» (она должна влиться в создаваемый новый перевозчик «Росавиа»). Насколько реально создание новой авиакомпании в Петербурге?

  В Петербурге опасаются, что после того, как ГТК “Россия” сольется с “Росавиа”, маршрутная сеть с центром в Петербурге перестанет развиваться. Как говорят городские чиновники, Смольный так и не смог получить от “Ростехнологий” каких-либо документальных подтверждений того, что город не останется без маршрутов. Именно эта неопределенность и могла стать причиной полемического заявления Валентины Матвиенко о том, что “если “Россия” все-таки будет вынуждена уйти из Петербурга, мы обсудим возможность создания новой базовой авиакомпании”.

Есть два способа появления новой базовой авиакомпании взамен ГТК “Россия” – первый: создать новую. Это недешево.

ГТК Россия – компания со сравнительно небольшим авиационным парком, который в последнее время еще сократился за счет вывода из эксплуатации старых ТУ-134 и ИЛ-86. Но даже формирование такой “эскадрильи” в составе восьми Airbus A319, пяти Airbus А320, пяти Boeing 737-500, трех Boeing 767-300 и десяти Ту-154М – требует как минимум 1,5 миллиарда долларов. Каталожная цена Airbus семейства 320 – около 65 миллионов долларов и больше, в зависимости от комплектации (например, S7 собиралась купить 25 Airbus за 1,6 миллиарда долларов), стоимость ТУ-214 в несколько раз ниже. Конечно, сегодня мало кто покупает самолеты за живые деньги – их обычно берут в лизинг. Но даже для такой схемы необходимы кредиты или дополнительные средства городского бюджета. Кроме того, найти деньги – еще не значит купить самолеты: очередь на новые или даже бывшие в употреблении Airbus или Boeing велика.

Но купить самолеты еще не все – авиакомпания не может просто так взять и начать полеты куда угодно – вначале ей нужно получить многочисленные сертификаты, войти в международные организации, договориться с партнерами и аэропортами. “На все это нужны годы и годы”, – говорит источник в ГТК “Россия”.

Второй вариант – перебазировать в Петербург уже действующую компанию. “Не совсем понятно, что имела в виду губернатор, – рассуждает один из сотрудников городской администрации. – Возможно, она все-таки имела в виду не покупку самолетов, а привлечение в город стороннего перевозчика с придачей ему статуса “базового”.

Этот вариант не требует гигантских затрат, однако тоже не кажется легким. После фактического ухода с рынка множества российских перевозчиков в небе России остались три крупные авиакомпании. Это “Аэрофлот” с базовым аэропортом Шереметьево, “Трансаэро” – Домодедово, и “Сибирь” – Толмачево (Новосибирск). Почему они должны менять родные гавани на “Пулково”?

“В Петербург с удовольствием пришла бы Lufthansa, которая бы сделала Пулково своим базовым аэропортом. Особенно после того, как терминалом будет управлять германский Fraport (он в тандеме с ВТБ выиграл конкурс на реконструкцию Пулкова), – говорит один из городских чиновников. – Однако в России нет “открытого неба” и иностранным перевозчикам запрещено выполнять внутренние рейсы, а развитие внутренней сети должно быть одним из приоритетов базовой городской авиакомпании”.

Валентина Матвиенко может попытаться добиться от правительства и Госдумы изменения законов и “открытия неба” над Петербургом для иностранных перевозчиков. Однако вряд ли даже ее лоббистского веса будет для этого достаточно, говорит сотрудник ГТК “Россия”: “Монополизм на рынке внутренних перевозок – это слишком серьезная тема, за которой стоят очень влиятельные фигуры и огромные деньги, сюда никого просто так не пустят”.