Набережная реки Смоленки. Скандал № 2. Безумные ограждения

Только удалось отбить атаку напористых инвесторов, желавших построить две гостиницы по берегам реки Смоленки в том месте, где она пересекается с улицей Кораблестроителей и где располагается зеленая зона (см. статью «Крутые и берега» от 29.10.2018 на сайте журнала – тут); только Куйбышевский районный суд (судья И.А.Воробьева) запретил это строительство решением от 14 мая 2019 г., удовлетворив административные исковые требования жителей Василеостровского района Н.Вавилиной, И.Баханович и С.Кузина признать незаконными разрешения службы Госстройнадзора на строительство гостиничного проекта «Корабли» на Васильевском острове, как начался новый скандал – и снова вокруг берегов Смоленки.

 

Многострадальная река Смоленка

Смотрящие за Смоленкой сообщили об очередной бессмыслице, творящейся на Новосмоленской набережной прямо сейчас. На этот раз виновниками скандала оказались чиновники из КРТИ (Комитет по развитию транспортной инфраструктуры) и ГБУ «Мостотрест», подчиненного КРТИ.  По их инициативе идет установка на гранитный парапет набережной мощного железного ограждения.

Набережная Смоленки. 1988 год

В 2019-м решили, что набережная без ограждения – не набережная

Как подтвердил в письменном ответе заместитель главы администрации Василеостровского района В.В.Родионов, «ведутся работы по установке и размещению временного ограждения, ремонту покрытия и установке перильного ограждения в рамках текущего ремонта» (письмо от 01.07.2019 № ОБ-1017-2892/19-0-1). Производство работ разрешено с 15 апреля по 31 августа 2019 г., место работ – набережная на участке от Наличного моста до моста Кораблестроителей (левый берег). О правом береге в ответе не сказано ничего.

Чтобы понять полную бессмыслицу этой затеи с установкой «перильного ограждения», следует пояснить, что набережная имеет вертикальное зонирование. Есть верхний уровень, по которому ходит транспорт, и есть нижний уровень, представляющий собой пешеходную дорогу (на отметке +0,5 м) шириной 3 м, ограниченную со стороны берега гранитным парапетом. За этим парапетом находятся зеленые откосы, которые придают парадный вид перспективе реки, впадающей в Финский залив.

Если двумя гостиницами хотели перекрыть вид на залив, закрыть перспективу, «водную дорогу к морю», как выразились в свое время проектировщики, то теперь железной оградой, устанавливаемой на парапет – то есть на уже существующую гранитную ограду – закрывают вид на саму реку с пешеходных дорожек. Нецелесообразность, абсурдность всей этой затеи очевидна, антиэстетичность и искажение замысла проектировщиков Новосмоленской набережной  – тоже.

Вспоминается Пушкин, «Домик в Коломне»: «Везде, во всем уж как-нибудь подгадит…».

 

Эспланада для транспорта и пешеходов

Вот цитата из проектных предложений 1960-х годов по формированию наб. р. Смоленки, подписанных начальником проектного управления № 1 Г.М.Вланиным, руководителем архитектурно-планировочной мастерской № 12 В.А.Сохиным и главным архитектором проекта О.Н.Башинским:

 

«Стержнем эспланады является канал – новое русло реки Смоленки, прорытое земснарядом в соответствии с проектом детальной планировки западной части Васильевского острова. По берегам канала располагаются два широких бульвара и две улицы – Детская и Одоевского. Здесь, на эспланаде, сливаются два транспортных и два пешеходных направления. Детская улица вместе с сопутствующим ей пешеходным прогулочным маршрутом вдоль парка, который будет разбит на месте существующего Смоленского кладбища, свяжет район эспланады с Большим проспектом, районным стадионом и Дворцом культуры им. С.М.Кирова. Улица Одоевского вместе с прогулочным пешеходным маршрутом вдоль реки Смоленки, свяжет эспланаду с районом Тучковой набережной и Петроградской стороной.

Формирование эспланады как сквозного выхода города к морю, фокусной точки всего будущего морского фасада Ленинграда, является ответственной задачей общегородского значения. В архитектурно- планировочной композиции эспланады важную роль играют решения набережной реки Смоленки и окаймляющих ее бульваров, что и является темой настоящих проектных предложений».

 

Четко сказано, что по обе стороны реки находятся улицы с движением транспорта и прогулочные пешеходные маршруты. Это и есть нижний уровень набережной, приближенный к воде, транспорт здесь не ходит, здесь гуляют. Кто хочет – сидит на парапете и дышит морским воздухом, кто-то удит рыбу… Это не для машин, это для людей.

 

«Архитектура набережной подчинена общему планировочному решению. На всем проектируемом отрезке архитектурная композиция набережной предусматривает возможность хождения в двух уровнях — на верхней отметке и на отметке +0,5м <…>

Зачем тут ограждение?

Участок набережной между Наличной ул. и ул. Кораблестроителей предполагается осуществить в конструкции откосного типа. В отличие от многих уже построенных в Ленинграде набережных такого типа (например, набережная Лебяжьей канавки), где крутизна откоса принята только по инженерным соображениям, здесь отокос принят очень пологим, 1:4. Это сделано для наилучшего обозрения водного зеркала Смоленки и придания большей парадности всей перспективе. Заложенные с таким пологим углом откосы приобретут новое художественное качество. Они будут выглядеть наклонными партерами. В нижнем уровне, на отметке +0,5м, по обеим берегам этого участка Смоленки проходят две вымощенные гранитными или бетонными плитами прогулочные дорожки шириной 3м. Шесть широких и пологих лестниц соединяют дорожки верхнего и нижнего уровней».

(См. также выдержки из решения Исполкома Ленсовета  от 17.12.1965 N 1135 “О застройке западной части Васильевского острова” – в конце этой статьи).

 

Автомобильная дорога с лоджиями

Я намеренно привел обширные цитаты, чтобы ярче был виден абсурд того, что придумал «Мостотрест». А придумало это ГБУ, что прогулочные дорожки шириной 3 м, к которым ведут пологие лестницы и на которые нет съездов для автотранспорта, – это на самом деле… автомобильная магистраль городского значения.

Вот что написала в письме от 22 июля 2019 г. А.Г.Новоселова, заместитель директора по ремонту «Мостотреста».. Письмо называется «О выполнении ремонтных работ на наб. р. Смоленки». Новоселова сослалась на четыре документа, по поводу чего не могу не высказать своего мнения.

Во-первых, на Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального значения, утвержденный постановлением правительства СПб от 17.03.2011 № 300, согласно которому Новосмоленская наб. является «автомобильной дорогой общего пользования регионального значения в СПб (идентификационный номер 40 ОП РЗ-0960)…» То, что у автомобильной дороги могут быть по бокам тротуары, пешеходные дорожки – это Новоселовой вроде как неизвестно. Впрочем, не исключаю, что этот замдиректора по ремонту на Новосмоленской наб. никогда не была и не знает, что пишет. Точнее, что подписывает, потому что сочинил это послание некий А.В.Виноградов (тел. 577-78-29).

Во-вторых, Новоселова сослалась на госзадание на выполнение работ «Мостотрестом» на 2019 – 2021 гг.

В-третьих, на федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Тут уж составитель письма Виноградов не поскупился и сделал подробные выписки из этого нормативного акта, в частности, переписал почти целиком ст. 11, которая к нашему случаю – прогулочной пешеходной дорожке, уже огражденной гранитным парапетом, не имеет вообще никакого отношения. Потому что то уродливое железное нагромождение, которое «Мостотрест» установил на уже имеющийся гранитный парапет, не добавляет ничего в смысле безопасности и предупреждения несчастных случаев и травм людям – пользователям прогулочной пешеходной дорожкой.

Зато вследствие всех этих выписок письмо начальницы Виноградова искусственно раздулось до 3-х страниц и стало, как им в «Мостотресте» показалось, юридически фундированным и солидным.

В-четвертых, Новоселова сослалась на ГОСТ Р52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств». Тут исполнитель Виноградов переписал три пункта этого ГОСТа, еще раз доказав этими выписками, что никакого отношения к пешеходной дорожке ГОСТ не имеет. Потому что в п. 3.11 речь идет о дорожном ограждении, т.е. устройстве, предназначенном для «предотвращения съезда транспортного средства с обочины и мостового сооружения (моста, путепровода, эстакады и т.п.), переезда через разделительную полосу, столкновения со встречным транспортным средством <…> а также для <…> предотвращения выхода животных на проезжую часть…». Но на эту дорожку транспорт ни при каких условиях заехать не в состоянии, к тому же бетонный парапет, препятствующий съезду автомобиля, давно есть.

В-пятых, дается ссылка на строительные правила СП 35.13330.2011, относящиеся к мостам и трубам (причем тут мосты и трубы?) и на СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения», в котором говорится о высоте ограждений балконов, лоджий, наружных галерей, наружных лестниц 3 типа…

Иными словами, Новоселова эту пешеходную прогулочную дорожку считает одновременно и «автомобильной дорогой общего пользования», и мостовым сооружением, и зданием с балконами и лоджиями…

Так вы уж там, в своем «Мостотресте», хотя бы выберите что-то одно. А то у вас получилась автомобильная дорога с лоджиями.

В итоге же все, что написал Виноградов и подписала Новоселова, – это жонглирование нормативно-правовыми актами, ГОСТами и строительными правилами, причем ни один из этих документов прямого отношения к пешеходной дорожке не имеет. Цель примитивна – оправдать производство работ, у которых отсутствуют целесообразность и юридическое обоснование, для имитации которого пешеходную дорожку шириной 3 м пришлось обозвать автомобильной магистралью, а потом, в ответах на жалобы жителей, имитировать невменяемость.

Да, кто-то кладет асфальт на недавно уложенный, кто-то самозабвенно работает с плиткой тротуарной, время от времени ее заменяя… Ну а тут решили нагромоздить перила на уже имеющийся парапет. По-своему даже логично. Вспоминается, что сказал по сходному поводу великий А.В.Сухово-Крбылин: «Было на Россию три нашествия: набегали татары, находил француз… А теперь вот чиновники облегли».

Попутно замечу, что на сайте госзакупок размещена информация о том, что СПб ГБУ «Мостотрест» заключил 30 января 2019 г. два контракта с единственным поставщиком – ООО «Ремонтно-строительное управление № 16» (ООО «РСУ-16», учредитель и гендиректор – А.А.Герман, 9 сотрудников). Цена контракта  на правый берег – 43 993 988, 54 руб.,  цена контракта на левый берег – 43 973 494, 12 руб., всего – около 88 000 000 руб., источник средств – бюджет СПб.

Что касается «РСУ-16», то, как указано в информационной системе СБИС, ее основным заказчиком является «Мостотрест». В общем, тут всё предельно очевидно.

 

КГА. «В чинах мы небольших»

На письма в Комитет по градостроительству и архитектуре ответы прислал заместитель председателя КГА, главный художник А.И.Моор. Подозреваю, что главный архитектор В.А.Григорьев от ответа уклонился. Моор же 24 июня 2019 г. сообщил, что:

 

«территория Новосмоленской набережной находится в границах зоны охраны объектов культурного наследия СПб и является частью архитектурного ансамбля. Установка дополнительного ограждения набережной повлечет изменение архитектурного облика. По мнению Комитета, целесообразным представляется максимально возможное сохранение существующего облика берегоукрепления Новосмоленской набережной».

 

По мнению КГА, неплохо было бы сохранить существующий облик Новосмоленской набережной. Но если не получится – что ж делать

 

Однако начав за здравие, Моор кончил за упокой – сослался на ст. 11 федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ, ту же самую, на которую сослался «Мостотрест». То есть, дополнительное ограждение плюс к старому парапету теперь надежно защитит людей, по-научному – пользователей пешеходной дорожкой – от скольжения и падения.

Какая тут причинно-следственная связь, Моор уточнить то ли не смог, то ли не захотел. Может быть, чтобы люди на пешеходной дорожке не скользили и не падали, ломая руки и ноги, надо просто – страшно сказать – снег и лед зимой убирать, а не увеличивать высоту ограждения? Но до таких революционных выводов главный художник дойти не решился, тем более, что отсутствие уборки снега зимой и травматизм – это при нынешнем врио тема больная и острая.

Главная мысль Моора свелась к тому, что КГА

«не имеет оснований оценивать, а также возражать против выполнения требований федерального законодательства, применение которых не позволяет сохранить существующий облик берегоурепления…».

После чего сообщил, что письмо жителей, присланное в КГА, они благополучно переправили в КРТИ, в ГБУ «Мостотрест», в Комитет по благоустройству и в администрацию Василеостровского района.

В общем, чего-то пискнул, но возражать против воли КРТИ не решился. Слишком могущественное ведомство. Да и 88 000 000 уже распределили, куда уж тут вмешиваться?.. Лучше лишний раз не напоминать о себе своими инициативами в смутное и ненадежное время смены команды.

Это уже классика: «Помилуйте, мы с вами не ребяты, зачем же мнения чужие только святы?», – спрашивает Чацкий у Молчалина. И получает ответ: «Ведь надобно ж зависеть от других. – Зачем же надобно? – В чинах мы небольших».

Действительно, времена, когда голос главного архитектора Ленинграда, скажем, Н.В.Баранова звучал громко и весомо, прошли, нынешние чиновники КГА могут только слабо попискивать. Даже просто «оценивать» и то «не имеют оснований», предполагаю, что просто боятся.

 

Вместо заключения

Пока Новосмоленская набережная испорчена только на левом берегу, работы на ней запланировано завершить к концу августа. Поэтому надо демонтировать установленное железное ограждение, благо технически сделать это несложно, и отказаться от продолжения аналогичной работы на правом берегу. И принести жителям Петербурга публичные извинения за моральное вредительство и бесполезную трату бюджетных средств в указанном выше размере. А ГБУ «Мостотрест» просто раскассировать как учреждение вредительское.

 

Михаил Золотоносов

 

 

 

Решение Исполнительного комитета Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся от 17.12.1965 N 1135 “О застройке западной части Васильевского острова”

(Выдержки)

Исполнительный комитет Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся отмечает, что разработанный институтом “Ленпроект” Архитектурно-планировочного управления проект детальной планировки и застройки западной части Васильевского острова охватывает комплекс вопросов, связанных с практическим осуществлением намеченного генеральным планом Ленинграда выхода города к морю и создания нового морского фасада Ленинграда, а также предусматривает осуществление широкого экспериментального строительства на территории крупного городского района.

  1. При составлении плана выделить первоочередные мероприятия, связанные с застройкой микрорайона N 1… а также с организацией зоны отдыха в прибрежной полосе западной части Васильевского острова, в увязке со строительством проектируемой приморской набережной.
  2. б) при дальнейшем проектировании обратить особое внимание на достижение высокого архитектурно-художественного качества новой застройки западной части Васильевского острова с учетом прогрессивных градостроительных традиций Ленинграда и на композиционную увязку с исторически сложившимся силуэтом города; глубоко проработать вопросы, связанные с окончательным установлением высоты зданий и выбора мест высотных доминант будущего морского фасада города, а также проверить обоснованность предложенного проектом размещения высотного объема вблизи проектируемого памятника; стремиться к достаточному разнообразию композиционных решений, не допуская серости и монотонности застройки; широко использовать цветовое и световое оформление зданий и сооружений, а также малые архитектурные формы;
Приложение 1 

Основные положения проекта детальной планировки западной части Васильевского острова в Ленинграде

2. Предназначить западную часть Васильевского острова для размещения жилищного и связанного с ним культурно-бытового и коммунального строительства, а прибрежную зону набережной, обращенную к Финскому заливу, – для общегородских объектов и мест отдыха населения.

3. Осуществить работы по поднятию уровня поверхности территории западной части Васильевского острова до незатопляемых отметок (+3,00 метра) способом намыва грунта из прибрежной мелководной части акватории Финского залива, с включением острова Вольного в границы острова Декабристов.

Общий объем земляных работ по завершении в 1966-1970 гг. осуществляемого намыва грунта на площади 352 гектара принять в 6400 тыс. куб. метров.

4. Застройку западной части Васильевского острова осуществить в порядке экспериментального строительства, имеющего большое значение для формирования всей новой жилой застройки Ленинграда и особенно его вновь осваиваемых территорий по северному и южному побережью Финского залива.

Застройка этого района должна стать примером комплексного жилищного и культурно-бытового строительства и в значительной степени эталоном для застройки других районов Ленинграда.

7. Важнейшей задачей застройки западной части Васильевского острова считать осуществление выхода города к Балтийскому морю и создание центральной части нового морского фасада Ленинграда. В соответствии с этим вновь создаваемый в западной части Васильевского острова ансамбль рассматривать как центральную, доминирующую часть композиции застройки всей приморской части Ленинграда.

Предусмотреть создание в этом ансамбле монумента, символизирующего Ленинград как город Ленина, колыбель Великой Октябрьской социалистической революции, город героической обороны в годы Великой Отечественной войны.

8. Предусмотреть организацию садов в районе Морского вокзала.

9. Площадь зеленых насаждений общего пользования увеличить с 26 до 215 гектаров.

25. Создать вдоль берега Финского залива приморскую набережную как прогулочную набережную общегородского значения, шириной в красных линиях на участке от улицы Шкиперский проток до проспекта КИМа – 160 метров и на участке от Косой линии до площади у Морского вокзала – 40 метров.

д) парковыми дорогами считать:

– проектируемую эспланаду, шириной в красных линиях 180 метров; в состав эспланады по северной границе входит продолжение улицы Одоевского, шириной 42,5 метра, по южной – продолжение Детской улицы, шириной 23 метра, парковая пешеходная зона между ними и новое русло р. Смоленки общей шириной 114,5 метра;

– набережные р. Смоленки от набережной Адмирала Макарова до эспланады, шириной в красных линиях от 120 до 150 метров, включая русло р. Смоленки;

ж) предусмотреть пешеходные направления во вновь проектируемых районах для связи внутри жилых районов, а также между районами и местами приложения труда, местами отдыха, общественными центрами и остановками коммунального транспорта.

30. Учитывая общегородское значение проектируемой приморской набережной, предусмотреть широкое развитие сети стоянок для паркования легковых автомашин из расчета прибытия населения на легковом транспорте в размере 50% от максимальной расчетной емкости приморской набережной и примыкающей к ней эспланады в 150 тыс. человек.