Почему театр для Эйфмана будут делать голландцы, а не французы

Амстердамское архитектурное бюро UN Studio стало победителем конкурса на проект Дворца танца Бориса Эйфмана. По нашим данным, голландцы собрали 16 голосов против двух у «Земцова–Кондиайна». Остальные участники конкурса – «Ателье Жана Нувеля» и норвежское бюро Snohetta голосов не получили. Стоимость строительства оценена в 80 – 100 млн долларов.

  Такое единодушие жюри, где было семь архитекторов, в том числе мировые звезды Поль Андре и Ханс Холляйн, источники объясняют совпадением двух факторов. Победитель “попал в градостроительство”, что подтвердил Сергей Чобан, один из авторов мастер-плана “Набережной Европы”, в рамках которой и должен появиться театр. И создал образ полупрозрачного  сооружения – его называют айсбергом, учтя архитектурную моду (см. комментарий эксперта, который уверенно предсказал победу UN Studio за час до голосования).

Борис Эйфман был сдержан в оценках. Ему симпатичнее зал с классического типа с ложами – а голландцы единственные, кто обошелся сплошным балконом. Белый цвет зала балетмейстер считает неуместным как белый рояль на филармоническом концерте. Входы в большой и малый зал лучше бы развести на разные фасады, первый для публики, другой – почти служебный. Директор UN Studio Херард Лоозекоот в ответ сообщил, что готов корректировать проект, подбором российских адаптеров будет заниматься заказчик – ВТБ. Замруководителя банка Василий Титов обещал построить театр к 2015 году. По нашим сведениям, не будет конкурсов на соседние жилые здания: 6 – 8 архитекторов, в основном иностранных, отберут по портфолио.     

____________________________________________________________

 Комментарий: 
 

Леонид Лавров, эксперт конкурса, завкфедрой архитектурного проектирования СПбГАСУ:

– В конкурсе участвовали четыре очень разных проекта. На полюсах “Земцов – Кондиайн” и “Ателье Жана Нувеля”. Проекты UN Studio и Snohetta – посередине. У петербуржцев он абсолютно реалистичный, за два-три месяца можно довести до рабочего проектирования. Они выбрали естественные материалы, использовали традиционный принцип театрального здания с колонами. Вход ориентирован на Петропавловский собор, его легко найти. Он расположен на отметке 3 метра, это много, особенно зимой. Подъем декораций на ту же высоту на планшет сцены также неудобен. Там было изменение мастер-плана Герасимова – Чобана с уменьшением объемов торговой зоны и выносом фасадов за пределы красной линии.

У Нувеля – проблем много больше. Форма круга предполагает свободную окружающую застройку. Самодостаточность здания противоречит контекстуальной архитектуре Петербурга. Проект можно перенести в любое место, и ничего не изменится. Огромное сооружение, нарисованное Нувелем, диаметром 90 метров не может работать как единый элемент, в конструкциях такой размера возникнут деформационные и температурные швы.

Лично мне симпатичен голландский проект. Он крепкий, воспринимается как единая скульптура. Может быть, слишком модный: аэродинамичен, как самолет, лет через 15 вызовет улыбку. Сложноваты конструкции фасада, который собирается из металлических ячеек. Главный вход расположен со стороны, обращенной к Малой Неве. Наверно, лучше было открыть вход в сторону Петропавловского собора.

Норвежский проект близок к голландцам модой на монофасад. Но прямоугольник воткнулся в жилую застройку, расстояние 15 метров непозволительно для жилья, которое провозглашается как дорогое и очень дорогое. Выступ разделяет площадь на две части, что нарушает мастер-план.